Прокатные удостоверения для онлайн-кинотеатров?
13 декабря 2024
Come together!
13 декабря 2024
Мусоргский на сцене Уральской консерватории имени Мусоргского
13 декабря 2024
12 клоунов в поисках счастья
12 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 октября 2024 12:40

"Морж, учитель и поэт" в МХТ им. А.П. Чехова

Спектакль по повести Артура Гиваргизова на Малой сцене МХТ. Режиссер Саша Золотовицкий.

Все фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Все фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Пожалуй, единственная претензия (даже не претензия, а некое недоумение) – к названию. Почему Морж? Это далеко не главный действующий герой – скорее, совсем второстепенный. Может, потому, что звучит поэтично? Может! Принимаю.

Все остальное – близко к совершенству. Бывают такие спектакли, когда заходишь в зал, смотришь на декорации (простые, наивные) и понимаешь – в этих декорациях может произойти только что-то очень хорошее.

Так оно и вышло. Редкий случай, когда спектакль поставлен действительно для всех возрастов. Сюда можно приходить и взрослым, и старшеклассникам, и даже школьникам младших классов. Каждому будет интересно.

Хотя, парадокс, "Моржа" нельзя назвать ни детским, ни взрослым. Он и то и другое одновременно. Жанр обозначен как "Спектакль – путешествие", но это словосочетание не в состоянии отразить всей полноты картины. Это и сказка, и фантастика, и романтизм, и былина, и поэма, и пародия. В общем, все жанры, кроме реализма, наверное.

Главный герой Михал Михалыч – обаятельный бородач, похожий на капитана дальнего плавания, живет на берегу Северного Ледовитого океана. Ему 60, но в душе семь лет. Когда я прочитал аннотацию перед спектаклем, первая мысль возникла: главный герой – аутист.

Но нет. Михал Михалыч просто добрый человек, который любит радоваться жизни (и даже окончил университет). И не только он – в спектакле все радуются жизни.

Михал Михалыч живет не один, однажды в питерском зоопарке он увидел грустного белого медведя, которого тоже звали Михал Михалыч, и забрал его с собой. Затем где-то в вечной мерзлоте откопал живого мамонта, а потом бросился спасать утопающего в Северном Ледовитом океане, а это оказался морж, который также переехал жить к нему.



Жил Михал Михалыч не тужил, играл в шахматы, собирал грибы, превращал полицейских в философов, а потом решил посмотреть на южный океан и поехал путешествовать в Индию. Посмотрел на Индийский океан, сел на пароход и поехал обратно (но не доехал – все закончилось надписью "продолжение следует").

По настроению это нечто среднее между "Форрестом Гампом", "Боратом" и "Приключением кузнечика Кузи" (была такая популярная советская пластинка). С одной стороны – наивный главный герой (да и не только он – все окружающие добрые и наивные люди). С другой стороны – стопроцентный набор абсолютно детских штампов про жизнь на севере и в Индии. При этом, в отличие от "Бората" – никакой злобы, никакого стеба, как раз напротив, все очень по-доброму. Этими штампами хочется любоваться, их хочется смаковать. (Редкий случай)

В самом начале спектакля наивность настолько на высоком уровне, что невольно где-то внутри возникает ощущение грядущей трагедии: мол, все закончится очень плохо, сейчас произойдет что-то ужасное. Но нет, ничего ужасного не произойдет. Не волнуйтесь!

Сам герой проходит через массу действительно интересных приключений, но все у него получается. Все сто процентов героев – действительно хорошие, добрые, отзывчивые. Ни одного отрицательного персонажа. Чем дальше идет действие, тем стремительней "из души уходит прочь тревога".



Но при всей наивности – в спектакле достаточно глубокого смысла. Например, это отличная пародия на современных путешественников, которые из любой поездки набирают исключительно штампы. Каждая сцена – идеальный законченный "шорт" для соцсетей. Сцены можно смотреть как в той последовательности, которую придумал режиссер, так и вразнобой. Ибо важен здесь вовсе не сюжет, а сама атмосфера, немного кукольная, но честная и правдивая, поднимающая достаточное количество остросоциальных проблем, но мягко, нежно, воздушно.  

Этот спектакль без начала и без конца – какой-либо точки нет. Вместо неё надпись на стене – "Продолжение следует". И это правильно. Такой спектакль можно продолжать действительно бесконечно.

Вполне возможно, что по пути Михал Михалыч попадет еще куда-то, и там произойдет еще что-то подобное. Поэтому есть надежда, что будет и вторая часть. (Ждем!). Немного жаль, что автор ограничился одной только Индией. В мире еще много стран, в мире еще много штампов. Надо показать больше.



Это идеальный вариант для похода всей семьей. Это идеальный вариант для приучения детей к походам в театр. Это действительно современный, динамичный спектакль. Именно после просмотра таких постановок из детей рождаются театралы.

Завидую тем, кто еще не посмотрел! Впереди у вас час сорок настоящего удовольствия. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Выставка «ФотоТОП» в МГИК
Прокатные удостоверения для онлайн-кинотеатров?

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть