Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поэтория "Дороги памяти" прозвучала в центре Москвы

Премьера Поэтории состоялась 9 мая 2022 года в столице в Музее Победы на Поклонной Горе.

Автор: Ревизор.ru
Фото предоставлены автором.
Фото предоставлены автором.

В Театре Российской армии в канун годовщины начала Великой Отечественной войны была исполнена поэтория "Дороги памяти". Репортаж с торжественного события сделала Галина Андреевна Пожидаева, доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России, преподаватель Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. "Ревизор.ru" публикует материал Галины Пожидаевой с небольшими сокращениями.

Театр Российской армии к вечернему представлению 21 июня был полон. Публику отличало сдержанное и сосредоточенное выражение лиц, отражавшее ожидание великого Дня скорби и памяти. В зале находилось много ветеранов, но была и молодежь, не заставшая войну. Поэтория погружала всех нас в прошлое, проводя дорогами памяти.

Жанр поэтории подразумевает род оратории с авторским чтением стихов в сопровождении хора, певцов-солистов и оркестра. В России в этом жанре впервые выступил Родион Щедрин, написавший "Поэторию" на стихи Андрея Вознесенского. В исполнении участвовали чтец, хор и оркестр, солировала Людмила Зыкина (1968). Подобным этому жанру стал "Реквием" Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского (2021). Эти талантливые сочинения задали тон развитию жанра.

Поэтория "Дороги памяти" проводит по дорогам Великой Отечественной войны благодаря стихам и музыке современных поэтов и композиторов. Современная поэзия ближе современному читателю и слушателю. Не случайно П.И. Чайковский писал свои романсы именно на стихи поэтов своей эпохи – А. Апухтина, А. Плещеева, А.К. Толстого, К. Романова и др., понимая и чувствуя их как современник и зная, что такие романсы будут более понятны и дороги его слушателям.

Современная академическая музыка сегодня мало или почти совсем неизвестна широкому кругу наших соотечественников, она фактически доступна лишь узкому кругу профессионалов. Поэтому просветительская функция поэтории, вводящей в культурный оборот современную поэзию и академическую музыку, воспитывающая не только патриотизм, но и высокий художественный вкус российского общества, – очевидна.



Среди авторов-поэтов преобладают молодые и среднего поколения, как Александр Капусткин (1986 года рождения), Влад Маленко (1971 года рождения); среди композиторов – педагоги, выпускники и студенты Московской консерватории.

Мне, как профессору ВТУ им. М.С. Щепкина, много лет преподающему в институте, особенно приятно, что в этом проекте как авторы и исполнители участвуют наши талантливые выпускники и студенты: поэт и актер Влад Маленко и студентка 3-го курса Мария Капустина.

Прекрасно, что проект демонстрируется не только в Москве. Он звучал на Поклонной горе 9 мая 2022 года, в Волгограде, Владимире (на родине поэта Александра Капусткина), недавно – в Новосибирске. И вот – в Театре Российской Армии.

Пути-дороги Великой Отечественной… Поэтория погружает нас в этот мир. Обрамлением спектакля служат пролог – стихи Александра Капусткина "Чему нас учит история?" – и эпилог – победная "Ода миру" на стихи и музыку Алины Небыковой.

Пролог звучит под "Симфониетту" Дмитрия Бородаева. Музыка как бы передает пульс времени на земле, дает осмыслить ход истории, понять его, оглянуться и опомниться. Поэт призывает: "Пройдем, как по краю помоста // Дорогами нашей памяти!". И далее, под тот же пульсирующий, тревожный ритм оркестра, мы слышим стихи об участи русского солдата, который всегда, встав в ружьё, освобождал "свои и чужие края". Активность музыки поддерживает и умножает во сто крат силы солдата, бившегося в Первую мировую за Бога, Царя и Отечество. Так начинаются "Дороги памяти".

Военным дорогам Великой Отечественной предшествуют два эпизода, условные названия которых – "Падение империи" и "Становление нового порядка". Оба они включают стихи А. Капусткина, музыка же в первом – Александра Петрова, лития "Памяти русских воинов", – во втором – Алины Небыковой, фрагменты из балета "Бессмертный полк" (несколько последующих эпизодов звучат под музыку из этого балета).

Поэтической основой гала-спектакля во многом стали стихи А. Капусткина. Музыка Алины Небыковой усиливает драматизм образного строя стихов. Бессмертный полк воинов, погибших, но обретших бессмертие, оживает в слиянии стиха и музыки.

В посвящениях Сталинграду слышна поэзия советских классиков – Алексея Суркова и Ольги Берггольц. Сталинград, выстоявший и победивший в этой битве, встает перед нами во весь свой исполинский рост. Музыка "Память о Сталинграде" Тихона Хренникова-младшего подчеркивает драматический накал сталинградской баталии, героизм и величие победителей. Не случайно, как символ русской истории, здесь начинает звучать колокол.

Далее следуют стихи Екатерины Чернышёвой о Курской дуге – сражении под Прохоровкой. Трагичная, оплакивающая погибших и трогающая до глубины души музыка Тихона Хренникова младшего сопровождает эту сцену.

В создании целостности всей формы поэтории музыка играет важную роль. Как правило, именно музыка создает смысловое обрамление тематических стихотворных блоков – о Сталинграде и Прохоровке, о погибших бойцах ("Нас не нужно жалеть", "Сколько павших бойцов"). Стихи о спасенном знамени А. Капусткина естественно соединяются с музыкой неизбывной надежды из "Симфонии рассвета" Екатерины Куличёвой.
 
Трижды спасенное знамя,
Ткани отрез небольшой,
Что не увидеть глазами,
Можно увидеть душой.
 
Зрение души человеческой зрит надежду в символе Родины – нашем знамени, а музыка дарит надежду на победный исход.

И победный исход близится! Под музыку Владимира Шергова "Солнечное злато" стих А. Капусткина повествует о том, как в годы войны важны были новости, звучащие на радио. Главные из них доносил голос Юрия Левитана, голос, который "словами-патронами" разил врага "сильнее пушки", голос надежды, голос, который в весенний день возвестил всем Победу!!! В поэтории эта весть подхвачена мощью оркестра, его торжеством и ликованием!

Но пережитое отпускает не сразу… Следующая группа стихов – о памяти, о безымянных душах погибших, о душах, уходящих в небо… Стихи Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского и Влада Маленко объединяет музыка Марии Генченковой из оратории "Да воскреснет Русь Святая!". Сопровождающая музыка выводит распевную мелодию, столь близкую нашей душе, успокаивая ее после испитой чаши страданий.

Далее два текста Влада Маленко – о том, как война отзывается в душах наших современников, – объединяет эпическая музыка из "Сибирской поэмы" Алексея Чернакова.
 
Вася, Паша, Серёжа, Егор, Рашид…
Среднерусской равнины пейзаж расшит
Нами, в землю упавшими на бегу…
В небеса мы завернуты, как в фольгу.
 
Финал поэтории выстроен на стихах Александра Капусткина, Елены Заславской, Анны Долгарёвой, Владислава Широкова – о современной войне с нацизмом, о памяти павших героев, наших отцов, дедов и прадедов, отдавших свои жизни ради продолжения нашей, ради нашей Родины. Музыка Андрея Батурина из симфонической поэмы "История победы", отличная своей традиционностью, объединяет финальную поэтическую группу. Строка-призыв Расула Гамзатова "Вы о нас, сыновья, забывать не должны" завершает поэторию.

Музыкальным эпилогом, кодой спектакля становится торжественная "Ода миру" на стихи и музыку Алины Небыковой, написанная для хора, солиста и оркестра. Ода звучит как кода на новом материале, поскольку здесь вступает хор с певцом-солистом, в данном случае – солисткой. Введение хора соответствует канону жанра – в поэтории предполагается не только чтение стихов и звучание оркестра, но и обязательно звучание хора.

Такова поэтория "Дороги памяти", составленная сценаристом и режиссером Светланой Романовой в соавторстве с Алиной Небыковой, руководителем проекта "Дороги памяти", выполнявшей еще и функцию музыкального редактора. Композиторы-современники знакомят нас с музыкой, развивающей отечественные традиции, стилистически единой, несущей, как говорил академик Борис Асафьев, "стиль эпохи", поэтому в спектакле не возникает ощущения пестроты и разношерстности музыкального сопровождения. Равно как и в поэзии выдержано единство стиля.

Участником поэтории стал также и ГосФильмоФонд, предоставивший архивные записи, которые существенно дополнили спектакль. Авторы добавили видеоряд – документальную хронику времен Первой мировой войны, гражданской войны и Великой Отечественной. Видеоряд, безусловно, обогащает художественное содержание спектакля особенно для молодежи, совмещая историческую глубину документальных съемок и современное звучание стихов и музыки.



Не могу не отметить прекрасное художественное чтение актёров, за душу берущее, отзывающееся в душе. Благодаря профессиональному и выразительному чтению стихи обретали зримые, живые черты. Выступали актеры театра и кино Павел Трубинер, Владимир Глазунов, Вячеслав Разбегаев (Театр Российской Армии), Елена Захарова, студентка ВТУ им. М.С. Щепкина Мария Капустина, а также участница детской театральной студии Влада Небыкова.

Прекрасно, что Театр Российской Армии идет навстречу таким постановкам, что в них участвуют актеры Театра, и спектакль идет на сцене Театра.

Особая благодарность за участие, высокий профессионализм и проникновение в образный строй современной музыки – Московскому государственному академическому симфоническому оркестру и его дирижеру Арифу Дадашеву, а также Смешанному хору Калужского областного колледжа им. С.И. Танеева под управлением Максима Пимонихина и солистке Юлии Гавриловой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть