фото: Проект «Слой» и Перфочитка сценария Алексея Балабанова «Мой брат умер» в новом пространстве театра Наций
Идея проекта «Слой» - интересна. Молодые режиссеры вместе с молодыми актерами делают постановки различных сценариев начала 2000х годов. Для многих актеров участие в проекте — дебют на профессиональной сцене. И это хорошо. Ждем от них дерзости, смелости, полной самоотдачи.
В первом сезоне проекта планируется три постановки. Про третью пока говорить не будем — она еще не скоро. Как будет дело подходить к премьере, тогда и напишем.
А первая из них была представлена сегодня. Это — перфочитка сценария «Мой Брат Умер» Алексея Балабанова, который классик российского кино закончил буквально за два дня до смерти.
То есть, можно сказать, с козырей пошли. Балабанов — культовая фигура, и конечно же интересно узнать, что именно мы так и не увидели на экранах.
Перфочитка от обычной читки, когда актеры просто сидят за столом и читают текст отличается наличием какого-никакого, но действия, а также наличием визуальных и звуковых эффектов.
При этом все ремарки также читаются актерами.
Первые несколько минут это воспринимать непросто, так как ремарок много, а актеры просто стоят на сцене без движения. Однако затем эта проблема нивелируется. Кажется, что так и нужно. И четырех актеров вполне достаточно для того, чтобы прочитать текст десятка героев. Все на месте, никого лишнего.
Сам по себе сценарий представляет синтез мрачных картин позднего Балабанова (в стиле «Кочегара») а также религиозных притчей писателя Николая Лескова.
Синтез органичный, при этом динамичный и разнообразный. Актеры с одной стороны не выполняют прописанные ремарки, но с другой стороны действие которое происходит на сцене очень четко подчеркивает атмосферу текста, многократно усиливая ее.
Это история о слепом мальчике, в голове которого живет его умерший брат близнец. Мрачность и безысходность.
Минуте к десятой даже начинает казаться, а может быть это правильно, что этот сценарий не был снят в кино? Может быть этот сценарий действительно должен быть поставлен именно в театре. Он не киношный. Он именно театральный.
В кино не добиться такой магии, такой близости, такого понимания истории, как получилось в театре Наций.
Поскольку сравнивать постановку с фильмом невозможно (Фильм попросту не был снят), сразу захотелось, чтобы в будущем в проекте сделали перфочитку какого-нибудь из реализованных Балабановских сценариев. Прямо интересно посмотреть, смогут ли молодые таланты тягаться с фильмами Балабанова или нет.
Почему-то мне кажется, что смогут.
Актеры — молодые, но все сыграли великолепно, прочувствовали дух Балабановской драматургии на все сто.
Следующая постановка — в рамках проекта «Слой» выйдет в начале марта. На этот раз — это будет «Молодость» по фильму китайского режиссера Фэн Сяогана.
И это будет именно полноценный спектакль.
Задача у него будет посложнее — ибо зритель сможет сравнить с исходным материалом — фильм то все таки существует.
Но, уверен, все получится.
В общем ждем.
Если дальше пойдет так же мощно, то «Слой» может стать одним из самых интересных театральных явлений этого сезона.