"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
16 сентября 2024
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
16 сентября 2024
Будущие мастера оперной сцены
16 сентября 2024
Кукла по имени Лариса
16 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Прошлись по классике. Об итогах 104-го сезона в театре "Красный факел".

Специально для "Ревизора.ru".

Сцена из спектакля "Мертвые души", режиссер Андрей Прикотенко Фото: Виктор Дмитриев, Василий Вагин
Сцена из спектакля "Мертвые души", режиссер Андрей Прикотенко Фото: Виктор Дмитриев, Василий Вагин

В "Красном факеле", одном из ведущих театров Новосибирска и страны в целом, подошёл к концу очередной, 104-й по счёту сезон. Пользуясь известным латинским изречением, можно сказать, что он прошёл sub specie aeternitatis, т.е. под знаком вечности. В данном контексте имеется в виду, что в прошедшем сезоне основной упор был сделан на классический репертуар: вышедшие в его рамках премьерные спектакли были поставлены по бессмертным произведениям отечественной и мировой классики.

Летом в театральной жизни традиционно наступает затишье – артисты уходят в заслуженный отпуск. Но в то же время лето – это пора подведения итогов минувшего сезона и строительства планов на будущее. И действительно, руководство театра в лице директора Антониды Гореявчевой и художественного руководителя Андрея Прикотенко уже дало итоговую пресс-конференцию, на которой было озвучено, чего новосибирским театралам стоит ожидать в следующем, юбилейном, 105-м по счёту сезоне, а также были даны оценки сезону прошедшему.

Прежде всего, хочется отметить, что "Красный факел" неспроста считается флагманом не только новосибирского, но и российского театрального мира. По уровню труппы, а также художественному и техническому уровню выпускаемых спектаклей ему мало сыщется равных. Равно как и по умению удивлять, поражать и восхищать – "открытий чудных" в "Красном факеле" каждый год более чем достаточно. Из года в год театр умудряется сохранять планку и соответствовать собственному же высочайшему уровню. Так было в предыдущие годы, так, хочется верить, будет и дальше.


Сцена из спектакля "Леди Макбет Мценского Уезда", режиссер Петр Шерешевский. Фото: Виктор Дмитриев.

Примерно об этом же говорили Антонида Гореявчева и Андрей Прикотенко. По их словам, 104-й сезон получился "ярким и успешным". Да, что-то удалось воплотить не в полной мере, зато в других направлениях удалось сделать даже больше ожидаемого. Приоритетные задачи для театра на ближайшие годы – поддержание высокого художественного уровня спектаклей и обновление материально-технической базы, закупка нового сценического оборудования. Эти задачи, к слову, довольно тесно связаны между собой, ведь качество театральных постановок в значительной степени зависит от качества декораций, реквизита, музыкального, светового оформления и многих других вещей. Ну и, естественно, главный приоритет для театра – комфорт зрителей и их удовольствие при нахождении в театральных стенах. Ведь театр работает и существует именно для зрителей. А удовольствие и комфорт зрителей складывается из двух компонентов – качества постановок и общего уровня обслуживания.

Если говорить предметно о главном наполнении жизни театра – репертуаре, то 104-й сезон в части премьер был посвящён классическим названиям. Это, собственно, декларировалось ещё год назад, накануне этого сезона, и так в итоге и получилось. Более того, при анонсе планов на будущее Андрей Прикотенко подчеркнул, что акцент вновь буде сделан на мировую классику и будет продолжена работа "над созданием классического академического репертуара". Звучит интригующе и многообещающе. Отталкиваясь от того, что мы увидели в минувшем сезоне, и от сезона следующего мы вправе ожидать чего-то подобного по масштабу замысла и воплощения.

Впрочем, о планах на будущее чуть позже, пока хочется сказать пару слов о уже состоявшемся.

Всего в 104-м сезоне вышло шесть премьер, но об одной из них хочется сказать отдельной строкой. Речь о реквиеме "Февральский дневник". Это был специальный концерт, поставленный Андреем Прикотенко и приуроченный к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Премьера реквиема состоялась 26 января: со сцены прозвучали стихотворения Ольги Берггольц, отрывки из произведений Даниила Гранина и документальные хроники эпохи. Кроме того, филармонический камерный оркестр Новосибирска под управлением дирижёра Арсентия Ткаченко виртуозно исполнил музыкальные сочинения Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха и Исаака Шварца, в том числе легендарную симфонию №7 "Ленинградская" Шостаковича. На экранах транслировалась кинохроника страшных дней, которая помогала прочувствовать весь ужас блокады.


Сцена из композиции "Февральский дневник". Фото: сообщество "Мы живем в Железке и Заельцовке" ВКонтакте.

Нельзя не отметить, что в "Красном факеле" в целом очень много внимания уделяется теме Великой Отечественной войны. В стенах театра регулярно проходят различные мероприятия, посвящённые войне, в том числе регулярно проходит международная историческая акция "Диктант Победы". К слову, мне лично очень радостно, что "Февральский дневник" решено ввести в репертуар театра. Таким образом, у всех желающих в дальнейшем также будет возможность посетить этот уникальный концерт.

Вкратце нужно сказать и об остальных премьерах.

Первой премьерой сезона стали "Мёртвые души" по поэме Николая Гоголя. В режиссёрской интерпретации Андрея Прикотенко на выходе получилась метафизическая, полная смыслов и подтекстов история о необъятной России и маленьком человеке в этом огромном космомире. Спектакль получился поистине масштабным во всех смыслах. Например, специально для него была ещё больше увеличена и без того немаленькая Большая сцена, на которой представлен ансамбль из 27 артистов, которым, как кажется, удалось добиться идеальной синергии и воплотить нечто небывалое по размаху, глубине и проникновенности.


Сцена из спектакля "Собачье сердце", режиссер Роман Габриа. Фото: Катерина Коржанская.

Следующим на очереди было "Собачье сердце" в постановке известного петербургского режиссёра Романа Габриа. Спектакль был поставлен на Малой сцене, ставшей операционной профессора Преображенского. Перед зрителями разворачивается знакомая каждому с детства история, правда, акценты в ней расставлены чуть иначе, чем в литературном оригинале Михаила Булгакова и знаменитом фильме Владимира Бортко. Так, здесь куда больше внимания было уделено морально-этической и медицинской стороне, а весь спектакль превратился в поиск ответа на вопрос, насколько правомерно подобное грубое, варварское вмешательство человека в природу и её законы. Именно тема гуманизма и проблематика взаимоотношений человека с природой, животными в постановке Габриа выдвинута на первый план.

К данному спектаклю был приурочен целый ряд мероприятий. В частности, артисты и сотрудники театра посетили Первый городской приют для животных, а в фойе перед малой сценой экспонировались фотографии бездомных собак. В общем, получился не только сам по себе замечательный спектакль, но и очень важная социально-просветительская акция.


Сцена из спектакля "Леди Макбет Мценского Уезда". Фото: Виктор Дмитриев.

Заметной премьерой сезона стал спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" по повести Николая Лескова. Знакомую многим историю Катерины Измайловой инсценировал Пётр Шерешевский, с которым краснофакельцы уже неплохо знакомы благодаря его другому спектаклю – "Тайм-аут". И, в общем-то, по аналогии с "Тайм-аутом", здесь у Шерешевского тоже получилась современная и до боли актуальная и злободневная социально-бытовая драма. Режиссёр перенёс описываемые Лесковым события из атмосферы купеческого дома XIX века в привычный нам антураж панелек, в одной из которых и скучает Катерина Львовна, притесняемая нелюбимым мужем и злыднем-свёкром, которых она в итоге благополучно убивает вместе с любовником Сергеем. Спектакль получился предельно острым, болезненным, многозначным, ставящим множество вопросов и не дающих однозначных ответов.

Следующая премьера – "Ромео и Джульетта". Про этот спектакль, если честно, я даже не знаю, что можно сказать. Любые слова будут недостаточными для описания этого спектакля, который просто разорвал все мыслимые шаблоны и представления. Тот случай, когда в спектакле прекрасно абсолютно всё, и лучше его хотя бы один раз увидеть. А ещё лучше – сто один.


Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта". 

Закрыл же премьерную программу спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина", поставленный на Малой сцене по пьесе Михаила Хейфеца. Судя по отзывам, спектакль получился очень даже неплохим, и, что примечательно, его выход почти совпал с 225-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Впрочем, повседневная жизнь "Красного факела" не ограничивалась только премьерами. С прежним успехом также шли спектакли, которые уже не один год радуют краснофакельских зрителей. Примечательно, что некоторые спектакли уже идут по многу лет, но интерес публики к ним отнюдь не ослабевает, и на них стабильно собираются полные залы зрителей. Это говорит о многом. Кроме того, можно выделить потрясающе информативные и увлекательные экскурсии по театру для всех желающих, которые в этом сезоне также проводились актёрами "Красного факела" и подарили всем пришедшим на них массу положительных эмоций. Как всегда, сразу несколько интересных мероприятий было проведено во Всемирный день театра в рамках насыщенной событийной программы "Театр до полуночи", которые, думается, никого не оставили равнодушным. Помимо этого, в этом сезоне получил продолжение очень полезный просветительский проект "По классике", позволяющий зрителям глубже погрузиться в контекст того или иного спектакля, лучше осмыслить породившее его время и связь с современностью.

Из грустного не могу не отметить то, что этот сезон стал последним для одного из ведущих и любимых артистов театра Павла Полякова, который покидает краснофакельскую сцену. Вместе с ним репертуар "Красного факела" покидает спектакль "Довлатов.Анекдоты", который продержался в этом репертуаре ровно десять лет и, несомненно, мог идти ещё долгие годы, будучи одним из самых популярных у публики. Но увы…

Примечательно, что артисты "Красного факела" выступают не только на родной сцене, но и за её пределами. Гастрольный тур у театра каждый год получается весьма насыщенным, и этот не стал исключением. Так, в рамках региональных Дней культуры в Минске краснофакельцы с немалым успехом представили "Мёртвые души" на сцене Купаловского театра.


Сцена из спектакля "Мертвые души". Фото: Виктор Дмитриев, Василий Вагин.

Касаемо следующего сезона, то планы на него озвучены очень интересные и амбициозные. Так, в сентябре должна состояться премьера спектакля "Бесы" по роману Фёдора Достоевского в постановке Андрея Прикотенко. Затем по графику предусмотрены "Пигмалион" по Бернарду Шоу и "Школа злословия" по Ричарду Шеридану. А завершит премьерную программу спектакль в постановке Романа Габриа. Какой – пока загадка.

И тем интереснее.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
Будущие мастера оперной сцены

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть