Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

29 января 2017 9:09

Сцена, пять актеров, зритель и... Достоевский

На сцене Первой Студии Вахтанговского театра 28 января прошла премьера спектакля “Чужая жена и муж под кроватью” по рассказу Достоевского.

Фото: Екатерина Зонненштраль
Фото: Екатерина Зонненштраль

Первая студия – детище художественного руководителя театра Римаса Туминаса, плод дальновидности режиссёра и заботы о талантливых выпускниках театральных ВУЗов, рискующих раствориться в массовке, не найдя себе места в прочно “укомплектованных” труппах.

Здание студии расположено на Арбате, сразу за спиной у “театра-отца”. Просторные холлы, широкие коридоры, театральная помпезность оформления интерьера – не этот случай. Помещение старого особнячка – скорее творческая лаборатория, чем место выгула роскошных нарядов гостей. Здесь у молодых режиссёров и актёров есть возможность пуститься в свободное плавание, самостоятельно выбирая репертуар, пробовать, экспериментировать, а главное, доводить свой труд до зрителя. Этим в полную меру и воспользовалась Екатерина Зонненштраль со своей командой, поставив спектакль “Чужая жена и муж под кроватью”.

Фото: Екатерина Зонненштраль

Сама Екатерина – профессиональная актриса, выпускница ВГИКа (мастерская В.П. Фокина), сейчас учится на втором курсе режиссёрского факультета Театрального института им. Б. Щукина (курс Ю.Н. Погребничко). Постановка создана усилиями, в общем-то, небольшого коллектива, благодаря многогранности участников: Юрий Цокуров (исполнитель роли Шабрина) написал музыку, а Арсений Зонненштраль (Творогов) занимался аранжировкой.
 
Шесть действующих лиц (по Достоевскому - семь), но пять актёров. На стыке частей действия нужно было время, чтобы разобраться, кто теперь есть кто.

Фото: Екатерина Зонненштраль

Условна и обстановка: декорации отсутствуют (частично их роль выполняет свет, изображающий то уличный фонарь, то тусклую лестничную площадку, то зрительный зал Большого театра, и звук, например, удаляющейся кареты, который ясно рисует улицу, дорогу).
 
Сцены в привычном понимании нет (как возвышения с полноценными кулисами и т.п.), зато открывается возможность беспрепятственно использовать весь зал, попутно вовлекая зрителей в свою игру, что с удовольствием и делают актёры.

Фото: Екатерина Зонненштраль
 
Исполнители ролей – ученики А. Коручекова, закончившие Щукинский институт в прошлом году. Считай, только выпустились, а школа чувствуется во всём: от кокетливого взгляда и движения брови Глафиры (Евгения Ивашова) и бестолковой суеты Шабрина до сцены под кроватью, когда кровати нет, а видна вся “подкроватная” пыльная теснота и крайняя конфузность ситуации.

Фото: Екатерина Зонненштраль
 
Неудивительно, что у ребят слаженный коллектив: вместе учились, участвуют в одних спектаклях (например, в постановке их художественного руководителя “Питер Пен” на новой сцене театра). Своеобразным результатом их совместного творчества, подтверждающим единство, стал образ пёсика Амишки, который переходил как белое мохнатое знамя из рук в руки, сохраняя гавкучий нрав маленькой собачки.

Фото: Екатерина Зонненштраль
 
Интересная задумка – воплотить в Ами мысли Шабрина о неверности Глафиры. Он задушил собаку в порыве ревности, представляя измены жены, а не из-за боязни быть раскрытым хозяином питомца в несуразном положении. В таком прочтении роль комичного, характерного для водевилей, сокращается, обостряются черты гротескного трагизма.

Фото: Екатерина Зонненштраль
 
Ф.М. Достоевский, готовя к изданию собрание своих сочинений, объединил два ранних рассказа “Чужая жена” и “Ревнивый муж” в одно произведение. Театральные режиссёры обращались к этому тексту более ста лет назад. К труду молодого писателя намного позже возвратились кинематографисты: в 1984 году рассказ экранизировал В. Мельников с О. Табаковым, О. Ефремовым, М. Неёловой в главных ролях.

Фото: Екатерина Зонненштраль

Постановка Зонненштраль отличается и по композиции от фильма, и по образам персонажей, что говорит о творческой самостоятельности молодого режиссёра. Олег Табаков близок к Ивану Андреевичу Шабрину по возрасту, внешнему виду. Юрий Цокуров несколько дальше от “господина в енотах” из-за своей энергичности, живости, импульсивности. Когда “седовласый старец” ведёт себя как юноша, но все понимают, что он не юноша – это смешно. Но когда молодой человек мечется, рискуя поседеть, превратившись в старика раньше времени, близок к помешательству – это настораживает, и возникают аллюзии к более поздним достоевским героям. Возможно, так было заложено режиссёром, которая говорит: “Только сцена, пять актёров, зритель и… игра. Игра, которая в процессе спектакля становится откровением”.

Фото: Екатерина Зонненштраль

Зонненштраль можно перевести как “солнечный луч” (“Sonnenstrahl”). “Чужая жена и муж под кроватью” – первая постановка Екатерины Михайловны. Хотелось бы пожелать всем участникам продолжить также ярко работать, экспериментировать, находить новое, выйти из подвала Студии, чтобы у их таланта была возможность засиять всеми лучами полуденного солнца.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть