БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Театр – это иллюзия, но очень честная

"Ревизор.ru" – о премьере спектакля "Это мой дом" в домашнем театре "Созвучие".

Спектакль "Это мой дом". Фото: домашний театр "Созвучие"
Спектакль "Это мой дом". Фото: домашний театр "Созвучие"

Домашний театр "Созвучие" Ольги и Дениса Долматовых представил премьеру спектакля "Это мой дом" по одноименному роману Фриды Вигдоровой. Пять сыновей Долматовых плюс друзья детей и родителей – сами себе артисты и режиссеры вот уже VI театральный сезон.

Родители Ольга и Денис Долматовы создали для своих пятерых сыновей – Даниила, Олега, Константина, Севы и Васи – домашний театр, чтобы воспитывать и развивать детей через театральную деятельность. Неистощимый энтузиазм, высокая мотивация, образовательная и творческая составляющие этого театрального семейного процесса привлекли к нему единомышленников. Домашний театр обрел название "Созвучие". В этом году в состав труппы вошли уже 23 участника, в том числе дети от 7 до 20 лет - это много для любительского театра, считает мама Ольга, художественный руководитель и главный режиссер "Созвучия".


Ольга и Денис Долматовы. Фото: театр "Созвучие"

Прошлый сезон коллектива был отмечен победой на XXVIII Международном фестивале-конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества "Поколение творчества". Яркий спектакль "Труффальдино из Бергамо" по  Карло Гольдони  в постановке театра "Созвучие" по праву получил Гран-при. Нынешний сезон прошел под флагом романа-трилогии Фриды Вигдоровой, вторая книга которого "Это мой дом" легла в основу постановки. Адаптация книги и сценарий принадлежат Ольге и Даниилу Долматовым. Это первое сценическое воплощение произведения.

Главный герой Семен Афанасьевич Карабанов от первого лица повествует о событиях в детском доме, имевших место быть в украинском местечке Черешенки в 1935-1941 годах. У незаурядной личности Карабанова есть прототип. Семен Калабалин был воспитанником и последователем А.С. Макаренко, став героем его "Педагогической поэмы". Судьба Калабалина метнула его от бандита на высоту героя-разведчика, который до и после войны занимался воспитанием детей и подростков. Заслуженный учитель РСФСР всю жизнь искал ответы на сложные педагогические и гуманистические вопросы.

Вот на такую махину, масштабную эпопею Вигдоровой замахнулись придумщики спектакля. Главный режиссер Ольга Долматова подчеркнула, что выбор темы определен желанием детей: они захотели драму, что-то актуальное, остро-социальное и психологическое. В сегодняшнем мире развлечений такие давние события, казалось, немодные проблемы детских переживаний и взрослений в далеком историческом контексте, темы истинной любви и дружбы между чужими людьми окунули смотрящего зрителя в очень правильные чувства и мысли. На каком-либо конкурсе в номинации "Выбор темы" точно была бы безоговорочная победа. Сильная эмоциональная встряска, глубокие переживания публики, потрясающее перевоплощение детей, игра взрослых непрофессионалов и, главное, как весь этот проект осуществлен – достойны настоящего восхищения.

Роль Семена Карабанова априори досталась старшему сыну Даниилу Долматову, который с родителями является творческим и организационным костяком домашнего театра. Даня пояснил:

- Мой персонаж очень горяч, постоянно пытается разобраться в себе, в своих воспитанниках. Поиски образа, обживание самого сценического пространства привели к тому, что во время спектакля я все время хожу туда-сюда по сцене.

К слову сказать, реальный Семен Калабалин был звездой драмкружка колонистов. Притягательный артистизм, возможно, стал причиной его спасения от нескольких расстрелов, которые грозили ему в тюрьмах и плену, он был выдающийся "двойной" игрок. Романтик Семен Афанасьевич, по жизни склонный к авантюрам, у Даниила получился плакатным образом, с сильной риторикой и подачей в зал, которые сошли на диминуэндо во второй вечер. В образе появились спокойная рассудительность и лирическая задумчивость.


Даниил и Любовь Долматовы. Фото: театр "Созвучие"

Творческая деятельность в театре Долматовых сблизила Даниила и Любовь Панкову. Муж и жена теперь уже по жизни, они сыграли супружескую пару Карабановых. Люба считает, что ее и Данины отношения повлияли на их роли. Окажись вместо Дани другой, ей было бы труднее сыграть его жену Галину Константиновну. Даниил в жизни не умеет ругаться ни на кого, даже на своих младших братьев. Люба смеётся, что ей очень повезло, он самый добрый из братьев. Жесткость Карабанова, стержень его натуры передать в роли оказалось нелегко. На репетициях сцен, где супруги ссорятся, Галя-Люба невольно улыбалась, глядя на Даню.

Для Любы "Это мой дом" – второй спектакль ее полноценного актерского участия:

- Да, была тяжелая подготовка к постановке. Готовя спектакль, мы даже точно не представляли, сколько по времени он займет. За пять часов репетиции проходилось мало материала. Сейчас, играя, сами удивляемся, насколько быстро и легко идет сцена за сценой, выстраивается цельная картина. Основной плюс нашего спектакля - динамика. Видишь, как твоя работа окупается. Это дорогого стоит. Вживаясь в роль, сама пытаюсь придумывать поведение моей героини в разных ситуациях, уходя со сцены, еще какое-то время пребываю в этом состоянии роли. Мне очень нравится. Это просто волшебство, что мы творим в "Созвучии".

Иван Нурминский, постоянный участник спектаклей, жил на сцене жизнью Короля. Митя Королёв ушел за Семеном Афанасьевичем в другой детдом, сменив "Березовую поляну" на "Черешенки". Он был не просто его воспитанником, а другом и товарищем, на которого воспитатель всегда мог положиться.  Перед началом Ваня рассказал:

- Мне легко. Я играл много раз. Предыдущие спектакли переживал, а сейчас готов выкладываться и делать приятное зрителю. Меня очень покорила тема нашего спектакля именно тем, что она "немодная", не совпадает с современным трендом. Было очень интересно переместиться в то время, понять, как жилось тогда, и почувствовать довоенное эхо. Это бесценный опыт в моей жизни, буду помнить об этом всегда. Моя роль рассказывает, как 14-летний вспыльчивый мальчик стал спокойным, любящим и помогающим другим молодым человеком. Я и сам, вспыльчивый "овен", изменился. Может быть, часть Мити останется во мне до конца жизни. Я обожаю выходить на сцену, видеть зрителей, но в следующем году меня ждет 11 класс и ЕГЭ. Вряд ли смогу участвовать в "Созвучии", хотя очень хотел бы. Для будущего склонен выбрать что-то экономическое, но актерство не исключаю все же, потому что очень люблю.

Иван считает, что  главный посыл этого спектакля – мысль о родстве душ. В этом году на сцене рядом с ним сыграли и его родители: Сергей и Анна.

Олег Долматов, драматично сыгравший роль Феди Крещука (Голубкова), уже при чтении романа обратил внимание именно на этого героя, на скрытность его характера. Федя – внутренне сложный персонаж, глубоко переживающий и ранимый. Когда Олег на сцене произносил слова предсмертного письма Феди, геройски погибшего в воздушном бою, ему удавалось держать внимание зала в напряженной тишине. Лапидарность речи Олега, подача слога, внешняя сдержанность при полноте чувств и выразительности интонаций были как нельзя уместны трагичности момента. Во втором спектакле театральной двулогии линия Феди была раскрыта в трех практически сольных сценах Олега. Сам артист выдал секрет, что когда он писал свою книгу, то придумывал именно таких скрытных персонажей. Писать бросил – не понравилось, как написал, но желание было горячее.

Перед началом спектакля Олег удивился отсутствию волнения, шел на сцену, как на репетицию. Тема трилогии Вигдоровой его захватила, он прочитал и третью книгу "Черниговка" о военных событиях, которая не вошла в постановку. Не меньше его захватил и рабочий процесс организации всего театрального дела, он стал ведущим этого спектакля: отслеживал за кулисами своевременные выходы актеров на сцену, правильность костюмов и реквизита. Особенно его вдохновил масштаб этого реквизита, когда из машины выгрузили 30 сумок. Картинка была впечатляющая. А вообще-то, артистическая натура Олега не ведет его в театральную деятельность, ну, разве что в сценографы податься. Парень с пяти лет мечтает стать врачом-хирургом. А пока будущая звезда хирургии блеснула в гитарном аккомпанементе чудесной песенки-гимна Черешенок в финале первого вечера.


Сцена из спектакля. Фото: театр "Созвучие"

Его младший, на 20 минут, брат Константин отличается характером харизматичным и независимым. Яркая и смелая натура Костика, его упрямая чёлка точно совпали с образом Коли Катаева. Кстати, с этим согласны все участники. Правда, Костю слегка смутил неожиданный визит на спектакль его учительницы по английскому, а так ему не составило труда вжиться в свою роль, считает, что у него неплохо получается схожий с ним характер Николая. Только у персонажа чуть больше душевности и лиричности, чем у самого артиста. Костя уверен, что зал всех актеров "Созвучия" любит, хотя спектакль еще сырой, не отлаженный до конца. Все равно паренек уже не волнуется, мудро напоминая, что перед смертью не надышишься. Даже грубые ошибки, если не показывать свое смятение, не увидят. По его мнению, финал спектакля открытый. Началась война, становится грустно зрителю и самим детям, что они разъехались. Федя погиб. Но нотка грусти в конце сменится ноткой надежды. "Прямо сердце трепещет", - вдруг нежно-трогательно сказал Костик.

Александра Глазова исполнила роль Анюты. Она выпускница 11 класса, готовится к ЕГЭ. Саша уверена, что если есть желание, то всегда найдется время:

- И я нашла время. В труппе Долматовых занимаюсь первый год, до этого была в другой театральной студии, занималась танцами. Мне очень нравится - классная атмосфера, очень творческие и интересные люди. Нашего режиссера я не боюсь, режиссер должен быть в меру жестким, строгим, чтобы актеры собрались. У нас разновозрастная труппа, поэтому иногда нужно и повысить голос. Люблю весь этот процесс подготовки, репетиций, работы над сценарием, придумывания танцев, рисования реквизита, оформления декораций. Мне это интересно, я ходила в художественную школу, собираюсь поступать на архитектора, поэтому выполняла эти работы. В спектакле была координатором вместе с Олегом Долматовым и исполняла свою роль. Мы играем детей, это интересно, как интересно знать свою историю. Моя героиня скромная, закрытая в себе, думающая, рассуждающая в своем сочинении о любви к Родине. Постепенно она раскрывается, меняется ее характер, она взрослеет.

Ее сестра Анастасия Глазова сыграла две роли: Асю Петрову и Наташу Шереметеву. Второй спектакль ей показался сложнее. На ее взгляд, первый - более детский, меньше переодеваний. Второй – более взрослый, тяжелый, много переодеваний, реквизита. Самой Стасе уже 12 лет, а ее смешливой Наташе всего 7-8 лет. Стася искренне сказала, что она без театра не может жить, ее захватывают и репетиции, и выступления. Ее не смущают даже трудные репетиции, которые идут до ночи, вид публики. Она чувствует себя почти актрисой и хотела бы, если получится, попробоваться в этой профессии в будущем.


Александра Маркова. Фото: театр "Созвучие"
Саша Лира в книге Вигдоровой – мальчик, а в спектакле это девчонка, персонаж Саши Марковой. Ей очень нравится конечный результат, театральная атмосфера, но работа над спектаклем в этом сезоне была очень трудной, занимала много времени. Требовалось учить много текста. Саша смеется, говоря, что ей нравятся сцены, где она не участвует. Очень уж боится артистка "налажать". Ее папа Алексей Марков выступил в роли Дементия Кляпа, инспектора райотдела образования.

Любовь Шойхед и Игорь Макушкин, родители Вари Макушкиной, к сожалению, по причине травмы не участвующей в спектакле, сыграли запоминающиеся роли Лючии Ринальдовны Веткиной и Василия Борисовича Казачка. Любовь блеснула еще и в эпизодической роли директрисы с папироской. Она сформулировала важные мысли, которые родились внутри жизни любительского театрального организма:

- Театр – это опыт, ты смотришь другими глазами, ты знаешь кухню изнутри. Мы фильмы другими глазами стали смотреть. Это дружеское общение. Сначала играли только дети, мы за ними подглядывали из-за кулис. Очень хотелось на сцену, вот, наконец, нас взрослых выпустили. Несмотря на безумное количество потраченных сил и времени, когда получается вот такой результат - чувствуешь счастье. Моя дочь, которая не смогла участвовать в спектакле, без конца звонила, интересовалась, волновалась, как проходили репетиции, прогоны. Наши дети отлично знают театральную кухню, знают не только яркую сторону артистической профессии, но и обратную - тяжелый труд, зависимость от режиссера. Они видят, что даже играя крохотную роль, ты репетируешь наравне с исполнителем главной. У них меньше иллюзий, они не спешат выбирать эту профессию в будущем.


Сцена из спектакля. Фото: театр "Созвучие"

Папа Денис Долматов, являющийся помощником режиссера, хореографом, художником по свету и звуку, так объяснил этот факт:

- Жизнь должна быть сбалансированной.  В нашей семье всегда присутствовало какое-нибудь яркое хобби.  Теперь вот дети подросли, и наш театр расширился, превратился в значимое, интересное дело. А через 10 лет, возможно, будет еще что-то новое. Время покажет, захочет ли кто-то из ребят связать свою жизнь с театром. Профессией театр  для них может и не стать, но, по крайней мере, знать, как он работает изнутри, как готовятся спектакли, что происходит в гримерке во время показа - это очень интересно и полезно,  расширяет кругозор и дает детям ключ к пониманию искусства театра.

Кира Мыцык играет в "Созвучии" уже четыре года. По ее словам, она уже успела привязаться к постоянному движению театральной жизни, к репетициям и выступлениям, которые вместе дают классный заряд. Для Киры - это хобби, расслабление, отвлечение от внешнего мира, полное погружение в театр. Кто не хочет, тот не ходит, а кто ходит, тот "кайфует". Можно даже посмеяться над своими ошибками. Ей досталась роль Лиды Поливановой, а ее мама Ольга Мыцык сыграла учительницу Ольгу Алексеевну.

Энергичному Севе Долматову, профессиональному пианисту, достались роли ленинградского беспризорника и командира отряда Григория Витязя. Хороший и добрый мальчик Гриша, который с первых же дней прижился в новом детдоме и всем во всем помогал, Севе очень импонировал. Это было очевидное зрелище. Широкая улыбка и звонкий тембр голоса подкупал  зрителя, простившего артисту забытый за кулисами реквизит - записку. Накануне спектакля семья-труппа театра Долматовых посетила Госфильмофонд с экскурсией и просмотром фильма "Вчера, сегодня и всегда" по книге Фриды Вигдоровой. Сева поделился своими мыслями об этом:


Сева Долматов. Фото: театр "Созвучие"

- Наш сценарий лучше, он длинный, фильм идет всего полтора часа. Мы играем две части в два дня по три часа. Вот такая деталь, например. В фильме Семен Афанасьевич и Галина Константиновна не показаны в работе, а в книге они всегда сами работают и вместе с детьми. Перед премьерой я чувствую огромное волнение, всегда вспоминаю неловкие моменты, ошибки на репетициях, которые могут подвести спектакль. Я боюсь, но предельно собран.

Варя Захарцева сыграла саму себя в роли Леночки, дочери Карабановых, описав свою героиню эпитетом: "Она "доброжелачна" и послушная". Ей нравились сцены, где участвовала она сама. Варя лихо села на шпагат перед физкультурной группой а ля спортивные праздники 30-х годов в танцевальном номере. Ваня Марков взял на себя роли Петьки Кизимова и Вани Горошко из разных детдомов, подавая характерные реплики. Веселый Саша Шойхед выступил в двух амплуа – мальчик со скучными глазами Петя Любопытнов и сказочный персонаж Горе-злосчастье, который получился комично-ироничным с хитрым прищуром Шойхеда.


Василий Долматов. Фото: театр "Созвучие"

Самый юный артист труппы, 7-летний Василий Долматов считает, что мама-режиссер с ним не строгая, а с теми, кто ничего не делает – да. Его герой Егор Крещук сказал мало реплик, зато в массовых танцах отплясывал весьма лихо, точно выполняя движения. Его любимый момент, общий танцевальный номер "Сельхоз-баттл", действительно, выглядел очень весело, остроумно и эффектно. Вася признался, что самое грустное, когда после воскресной репетиции назавтра надо в школу. И очень расстраивается, когда спектакль уже позади.

По окончании двухдневного спектакля счастливый успехом Даниил-Семён возбужденно говорил:

- Эмоций очень много. Спектакль и для зрителей, судя по отзывам, и для нас актеров получился очень трогательный, душевный. Он намного серьезней того, что мы ставили раньше. Книга Вигдоровой позволяет проникнуться жизнью каждого героя, ребенка и взрослого. И когда это вот так переносится на сцену - какие-то потрясающие эмоции! Меня переполняет сейчас, не хватает слов. Самое важное, наш спектакль о жизни, о разных характерах, их столкновениях, взаимоотношениях в коллективе, о воспитании детей, поиске подхода к людям, о многом. Это квинтэссенция жизни. Эти темы актуальны и будут актуальны долгое-долгое время.

Главреж и худрук Ольга добавила:

- Наш спектакль о трудном взрослении, становлении личности, воспитании и в не меньшей степени о самовоспитании. Так понимаю книги Вигдоровой и старалась делать об этом спектакль.

Спектакль подарил мощное по силе воздействия впечатление. Он оказался интересен многими сторонами актуальной сегодня проблематики взрослой и детской аудиториям. Это безоговорочно подтвердила премьера. В планах труппы показы в следующем сезоне, но уже в зале на большее число зрителей.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть