Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Третья онлайн-лекция нового проекта "Мастера театра и кино"

Театральный критик Павел Руднев продолжил цикл мастер-классов Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора.

Автор: Ревизор.ru
Павел Руднев
Павел Руднев

Встреча Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 26 мая 2021 года. В рамках проекта известные деятели искусства проводят открытые мастер-классы, которые транслируются на портале "Культура.РФ" и на сайте Лаборатории.

На этот раз перед аудиторией выступил известный критик, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, арт-менеджер и преподаватель сразу нескольких творческих вузов Павел Руднев. Он прочел лекцию "Свобода и несвобода в современной пьесе". Как отметил ведущий трансляции, художественный руководитель Лаборатории Максим Линников, встреча с Павлом Рудневым была особенно полезной для драматургов, режиссеров, театроведов, а также для студентов и начинающих актеров.

– Когда мы говорим о современной пьесе, то имеем в виду постсоветский период, те самые 30 лет, которые прошли с 1990-х, – пояснил гость студии. – И, хотя слово "свобода" стоит в заглавии нашей лекции, драматурги даже в годы, насыщенные перестроечными настроениями, говорили скорее о том, что такое несвобода, основываясь на конфликте, контрапункте. Тема миражей, фальшивой свободы становится с тех пор центральной.

По словам Руднева, в перестройку стало возможным говорить о раскрепощении телесности и многих других ранее запретных вещах. Казалось бы, люди, получившие свободу, должны быть счастливы. Однако, к примеру, в пьесах Ольги Мухиной "Таня-Таня", "Летит", "Ю" люди, живущие в некоем подобии рая, имеющие все и влюбленные во всех вокруг, начинают зависеть от бесконечного наслаждения и чувственности, и это их отравляет. "Клубная атмосфера становится не метафорой счастья, а метафорой близящейся катастрофы. Счастливый мир беременен будущей бедой, грядущей войной. У Мухиной есть тема, что поколение 90-х и нулевых – это последнее поколение, прощальное сияние, после которого – смерть", – рассказывает Павел Руднев.

Одним из самых важных и серьезных драматургов нынешнего времени театральный критик считает Ивана Вырыпаева. Он рассмотрел тему свободы на примере его пьесы "Пьяные". Основная мысль пьесы в том, что у человека потеряна связь с природой и высшим сознанием, Вселенной, и только устами пьяного глаголет Бог, потому что рациональное в это время отключается. Современный человек вроде бы свободен в своем ежедневном выборе, но всякий раз выбирает не то потому, что "не слышит шепот Господа в своем сердце". Важный момент у Вырыпаева, по мнению Руднева, заключается и в том, что любому человеку, даже атеисту, нужно выбрать символ веры, чтобы двигаться дальше. А вот как найти его, а главное, научиться не насаждать другим свои убеждения – еще одна серьезная тема, которая продолжается и в драматургии Дмитрия Данилова (речь об известной пьесе "Человек из Подольска", по которой был даже снят фильм).

– Несвобода понимается как насилие, естественно. Но в "Человеке из Подольска" возникает дилемма: полицейские с помощью насилия учат героя добру: говорят с ним об искусстве, патриотизме, любви к городу и так далее. Интересный момент: в театре мы всегда сострадаем жертве, но здесь я сострадаю не Николаю, а полицейским, потому что они говорят правильные, хорошие вещи. Зритель оказывается в странной ситуации: его развернули, и он начинает думать: а не есть ли я этот полицейский, который учит добру кого-то с помощью насилия? Почему-то мы всегда думаем, что мы хорошие, а другие плохие, – отмечает Павел Руднев.

Театральный критик рассмотрел также проблему ненужных устаревших знаний и довлеющей над человеком памяти как одну из форм несвободы в пьесе "Посадить дерево" Алексея Житковского: они парализуют и не дают действовать в непривычных условиях и обстоятельствах. Остановился он и на пьесах "Большая советская энциклопедия" Николая Коляды и "Собрание сочинений" Евгения Гришковца, где звучит схожая проблематика.

В ряде пьес, по мнению Павла Руднева, есть любопытная тема – пользуясь свободой, мы поняли, что несвободны в принципе: от природных, звериных инстинктов. Поэтому в современной драматургии возникает мотив отказа от телесности, стремления к строгости и рамкам в быту – например, в произведениях "Финист ясный сокол" Светланы Петрийчук, "Горка" Алексея Житковского.

Отвечая на вопрос, в чем заключается ценность искусства и как отличить хороший спектакль от плохого, критик сказал:

– Это субъективное решение, нет универсальной лакмусовой бумажки. Искусство меняется каждый день. Для меня его ценность измеряется тем, несет ли произведение новый смысл. Тогда это шедевр, а есть просто ремесло. Если говорить о форме, пытается ли автор задать вопросы самому искусству? Вступает ли его произведение в диалог с историей культуры, переосмысливает ли канонические установки, находит ли новые границы жанра?

Аудиторию интересовало также, насколько сложно и ответственно быть театральным критиком и какими качествами нужно для этого обладать.

– Благоволение. Я должен находиться в нулевой позиции по отношению к спектаклю, не ожидая ни провала, ни восторга – независимо от того, что знаю про автора, – ответил Павел Руднев. – Критик не критикует, у нас неправильное название профессии, он анализирует. Занимается формой, разбором пьесы, ее структурой и морфологией, а не содержанием, изучает, чем замысел отличается от воплощения, в то время как зритель смотрит только воплощение. Самое важное – заслужить доверие художника.

Опубликовав более тысячи статей на тему современного театрального процесса, внушительное исследование "Драма памяти. Очерки российской драматургии от 1950-х до наших дней" и другие книги, следя за всеми постановками даже в провинции, Павел Руднев может говорить о театре увлекательно и бесконечно. Поэтому отведенного на лекцию времени не хватило для того, чтобы ответить на все вопросы, поступившие во время онлайн-трансляции. Казалось, что время пролетело слишком быстро, как отметил ведущий Максим Линников.

Следующий эфир проекта "Мастера театра и кино" состоится в июне. Следите за анонсами! Напоминаем: уникальность интерактивного курса Лаборатории в том, что зрители могут не просто слушать лекции, но и задавать деятелям культуры и искусства вопросы в прямом эфире, получая ценные советы для своего профессионального роста. Для этого необходимо заранее зарегистрироваться на сайте Лаборатории театра и фольклора www.folk-lab.ru.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть