Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Царь-батюшка и его жестокие уроки

Малый театр показал свою версию драмы Петра Первого и его сына

Фото: пресс-служба Малого театра
Фото: пресс-служба Малого театра

Спектакль «Петр 1» по мотивам произведений Дмитрия Мережковского и Фридриха Горенштейна прошел в рамках образовательной программы «По страницам истории», которая стала в Малом театре уже традиционной.

  • Когда прикасаешься к настоящей литературе, то замечаешь, что какие-то события, эстапы в нашей истории повторяются, - говорит режиссер Владимир Драгунов. - Так и с этим материалом — пьесой Мережковского, с которой меня познакомил Борис Николаевич Любимов. Было странно, что эта пьеса оказалась не очень востребованной. А ведь там немало параллелей и ассоциаций с сегодняшним днем. Особенно в отношениях Европы и России.

Об этом и многом другом зашла речь после спектакля о в Новом Щепкинском фойе. Там прошла встреча творческой группы со студентами нескольких вузов Москвы.    Зам.худрука Малого театра Борис  Любимов рассказал о материале, который лег в основу спектакля, об историческом и биографическом контексте написанных Дмитрием Мережковским произведений. Режиссер Владимир Драгунов поделился тем, как создавал инсценировку, что добавил в образы героев Мережковского, как был создан  образ корабля-чрева, художником-постановщиком Марией Утробиной, во многом определивший игру  актеров. И особенно подчеркнул актуальность темы.Ведь личность самого неординарного и неоднозначного в российской истории самодержца на знаменитой сцене появилась вовсе не случайно. Премьера спектакля «Петр 1»  по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей» и его романа «Антихрист. Пётр и Алексей», а также пьесы Фридриха Горенштейна «Детоубийца» состоялась год назад. Тогда уже театр посвятил эту работу 350-летию Петра I, которое отмечается в этом году, и  300-летию провозглашения России империей

Напомним, что в репертуаре Малого театра всегда были «царские» спектакли, посвященные сложным историческим периодам: от «Юрия Милославского» Александра Шаховского 1831 года, пушкинского «Бориса Годунова», трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» до спектакля «И аз воздам» о последних днях жизни Николая II, которого играл Юрий Соломин, до «Смуты» Владимира Мединского.

Да и трагическая пара – император Петр Первый и царевич Алексей – не раз  появлялась на сцене Малого. На сей раз создатели спектакля пытаются осмыслить конфликт отца и сына не как чисто семейную драму (у плодовитого Петра, кстати, было десять детей!), а как столкновение различных идей, укладов жизни и мировоззрений.

Как мы помним из школьного учебника, Петр Первый проводит стальной дланью реформы, рубит отчаянно «окно в Европу»,  превращая отсталую страну в европейскую державу. А его отпрыску- рохле,  любезна посконная старина. Как бы ради страны отец-садист губит сына-истерика, подвергая его издевательствам и пыткам, доводит  до смерти (причина которой до сих пор не ясна историкам).

Спектакль получился жесткий, нервный, с неудобными  вопросами, которые могут возникнуть у зрителя, но все-таки - в традициях и рамках академического театра. То есть с безупречной игрой актеров, с дикцией и лаконичной сценографией Марии Утробиной. Пусть  без особых открытий для любознательного зрителя, но весьма познавательный для молодого поколения, которое и ходит в этот театр.  В роли Петра темпераментен и убедителен Андрей Чубченко, в роли слабого царевича Алексея  -  мягкий и пластичный, будто пластилиновый, Станислав Сошников. И артистам, кстати,  пришлось «отдуваться» на встрече за поведение своих неоднозначных героев — у пытливых студентов возникло к ним немало острых вопросов. Что понятно — ведь загадка гения Петра 1 до сих пор не открыта...

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть