Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

6 декабря 2023 17:41

За белой дверью

"Ревизор.ru" публикует работы победителей конкурса "Новый Мир – дело молодых".

Сцена из спектакля Ю. Грымова "Цветы нам не нужны". Все фото: worldpodium.ru
Сцена из спектакля Ю. Грымова "Цветы нам не нужны". Все фото: worldpodium.ru

Мировой цикл уже бесконечное число раз повторил самого себя, и эта игра будет происходить бесконечно. из неопубликованных работ Ф.Ницше 1880-х годов

Путешествие в Закулисье

Только ты переступаешь порог – оказываешься в другом измерении. Не в том дождливом, скучно-будничном, столичном. Не в том, что тебя поглощает напрочь, не жалея, беспощадно. А в том, что с белыми арочными дверьми, шикарными люстрами и ароматом кофе. В том, что порождает витающее в воздухе предвкушение совершенно особенного, тайного, завораживающего. Как в приключенческих романах. В рыцарской поэзии. В сказках былых времен.

А я – Алиса.

И вот девочка погналась то ли за кроликом, то ли за таинственной тенью. По лестнице – прямиком вверх. Кажется, в мир Зазеркалья. Закулисья. По неведомым кулуарам, ведущим в бесконечность. Полутемным, запутанным, пугающим и вызывающим восторг.

Или я – маленькая храбрая Элли, отправившаяся в Изумрудный город на поиски волшебника?

А может, я – набоковская Эммочка? В клетчатом платьице. Смеющаяся, озорная. Фантомная. Веду за собой по лабиринту тюремных коридоров осужденного. Веду на обещанную свободу, но привожу – на казнь.

Ведь это было приглашение.

Процесс

И вот девочка приоткрывает одну из множества дверей. Белую-белую. Полукруглую, высокую. Открывает не спеша, осторожно. Затаив дыхание, делает шаг вперед. Дверь захлопывается.

Обратного пути больше нет. Перед ней – бесконечного размера зал судебных заседаний. Повсюду – театральный дым, обволакивающий с ног до головы. Проникающий в самые глубины сознания. Пьянящий, дурманящий, затормаживающий. Больше она не может двигаться – только наблюдать.

– В глазах истории временное поражение в войне – ничто! – выкрикивает один из осужденных, нагло и бескомпромиссно спрятавшись за темными стеклами солнечных очков.

Однако солнца в зале суда не было, там царила – вечная, беспросветная ночь. Лишь сияние софитов ослепляло и без того напряженные глаза, пытающиеся разглядеть семеро лиц. Семеро выражений. Одно из них таилось за темными очками – бездной, через которую невозможно было увидеть ничего. Но было ли там хоть что-то?..

– Фельдмаршалов не вешают! – откуда-то издалека доносился еще один настойчивый голос. – Это бесчеловечно!

Один за другим выходили мужчины в центр зала, чтобы высказаться в свое оправдание. Перебивали друг друга, спорили. "Но кто же они?" – думала случайная посетительница.

Вдруг зал начал неистово заполняться дымом – так, что из вида исчезли подсудимые. Исчезло всё. Испарилось.



Цайтхайн

Оставь надежду, всяк сюда входящий...

Д.Алигьери

Когда девочка приоткрыла зажмуренные от страха глаза, то увидела перед собой нечто другое – пустынную местность, которая, как ей показалось, не имела конца и края. Голые, колыхающиеся на леденящем ветру ветки редких деревьев. Беспросветно серое небо. Дождь.

Под ногами – мутные лужи, темное месиво из грязи и опавших листьев. Ноги почти не идут, но нужно.  Точно нужно. То ли она сама это знает, то ли кто-то издалека ее подзывает.

Она идет вперед, в бескрайную серую даль, вдыхая холодный ноябрьский воздух, который пахнет чем-то неприятно-таинственным. "Так пахнет смерть", – прошептал ей кто-то на ухо. Но что она знала о смерти?

Ей указывают путь – она идет дальше и что-то чувствует. Боль, возникающую глубоко внутри и постепенно заполняющую всё тело. Дождь усиливается, небо становится темнее, а вязкая грязь под ногами не позволяет двигаться дальше.

Вокруг – начинают появляться люди. Сотни, тысячи людей. Они заполняют весь одинокий пустырь. Такие же серые, плачущие люди, как и страдальческое небо над головой. Исхудавшие, в порванной одежде, они толпятся в надежде увидеть кого-то, кто вызовет страх и одновременно надежду.

– Геббельс, Геббельс! – прокатывается шепотом через всю толпу.

Будто бы из ниоткуда возникает образ низкого темноволосого мужчины с неприятной жестикуляцией. Он внимательно проходит мимо изможденных людей, больше похожих в эту секунду на высохших мумий, застывших в ожидании последнего приговора. Пристально смотрит на них и как будто наконец выносит такой долгожданный последний приговор:

– Untermenschen. EchteUntermenschen.

В эту же секунду девочку кто-то внезапно хватает за руку и поспешно уводит из долины страданий. За спиной – она слышит страшные вопли, рыдания и крик. Крик отчаяния. Так звучит – концентрационный лагерь "Цайтхайн".

Вскоре она оказывается на совершенно пустой, заброшенной железнодорожной станции. Небольшая табличка, нависшая прямо над гостьей этого зловещего места гласит: "BahnhofJakobstal" . Ей кажется, что здесь никогда не ходят поезда. Настолько одиноко и заброшенно выглядит всё вокруг.

Но не успела путешественница подумать об этом – как издалека начинает доноситься стук колес. Меньше чем через минуту полностью пустой поезд останавливается прямо перед ней.

Тысячи бетонных блоков

Заходит.

Поезд мчится в темную бесконечность. За окнами – ничего. Пустота, темнота, страх. Длинный туннель, у которого нет конца.

Закрывает глаза – ей снятся те семеро из зала суда. В одинаковых костюмах, в каком-то пустынном, холодном помещении с одной еле горящей лампочкой, свисающей с потолка. Тот, что был в очках, уже без них. И все-таки там есть лицо, но совершенно безумен взгляд. Этот заключенный держится в стороне от всех. Гесс. Герр Гесс – так его называют.

В помещении, утонувшем в полумраке, нет ничего. Совсем ничего, кроме многочисленных бетонных блоков. На них то садятся, то ложатся семеро. Кажется, теперь эти серые блоки – вся их жизнь. Изо дня в день. Серая, бетонная жизнь…

Берлин

Поезд останавливается, поэтому приходится очнуться от долгого, давящего сна. За окном – снова серые бетонные блоки. Только их больше, в тысячу раз больше. Разных размеров и ширины они располагаются на огромной площадке, которая уходит в безрадостную, такую же серую даль. Снова это скорбное небо над головой. Снова моросящий дождь.

Путешественница выходит из поезда и начинает бродить по лабиринтам бесконечных блоков. Какие-то из них совсем маленькие, а какие-то – настолько выше нее самой, что за ними можно спрятаться. Потеряться. Больше никогда не найтись.

Будто бы изнутри этих блоков доносятся приглушенные вопли, плачи. Странное, доселе неведомое ей чувство опустошения настигает с неистовой силой. И так беспросветно, безвыходно, что она начинает звать на помощь. Лабиринт поглотил, запутал. Оставил внутри себя маленькую девочку. Беспощадно.

И снова неведомый кто-то берет ее за руку, выводит из лабиринта вечных страданий, приговаривая:

–Du bist in Berlin. Das ist das Denkmal für die ermordetenJudenEuropas.

Великий диктатор

Снова поезд, бесконечный туннель. Снова странные сны, липкие, вязкие и кошмарные. В них тяжело дышать. В них непрекращающиеся страдания. Эшелоны заключенных направляются в лагеря. Газовые камеры. Железные решетки. А над всем этим расходится громкий, горделивый смех.

Смех того, кто держит сферу на ладони. Крутит земной шар, подбрасывает, ловит. Подбрасывает, ловит. Подбрасывает. Какой-то нечеловеческий, демонический смех.

Вдруг он замечает незваную гостью. Отбрасывает шар в дальний угол и медленно направляется к ней. Испуганная девочка замечает лежащий на полу одинокий цветок, быстро подбирает его и протягивает диктатору. Он мгновенно приходит в ярость и дрожащим голосом выкрикивает: "Цветам здесь не место!"

Оглянувшись, гостья замечает впереди большую белую дверь и бежит к ней, как к спасительному кругу. Сквозь слезы и парализующий страх. Но дверь заперта.

– Шпеер! Шпеер! Ты не можешь отказаться от наших идей! Раскаяться, предать меня! – кричит он ей вслед.

Обернувшись, она видит перед собой бесчеловечное нечто, держащее в руках уже не сферу, а отрубленную собственную голову. Как вдруг дверь открывается…

Замкнутый круг?

Потому что тесны врата и узок путь,
ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Матф.7:14

Героиня оказывается в другом помещении. Оно ей напоминает то, что уже когда-то было. Театральный дым. Судебное заседание. Семеро заключенных. Солнечные очки. Снова возглас: "В глазах истории временное поражение в войне – ничто!"

Девочка в ужасе осознает происходящее и направляется к еще одной двери. Но и та дверь ведет в точно такой же зал судебного заседания. Снова выбегает – снова семеро, дым, очки. И так повторяется до бесконечности. Дверь за дверью ведет в один и тот же зал, где длится один и тот же процесс.

Тогда она садится и начинает плакать навзрыд, но заключенные будто бы не замечают. Судебный процесс идет, не прекращаясь. Вскрики, возгласы, споры.

 Вдруг сзади к ней подходит тот таинственный, кто сопровождал и помогал в недавнем путешествии, и говорит:

– Пока ты будешь выбирать не ту дверь, история будет повторяться, а ты – вечно проходить эти круги ада. Помни, только от тебя зависит, какую дверь выбрать.

Алиса огляделась: вдалеке, сквозь дымные облака виднелось очертание еще одной двери – не столь большой и заметной, как предыдущие. Напротив, эта дверь была узкой и маленькой, но все такой же белой. Измученной героине пришлось приложить много усилий, чтобы пройти через эту дверь.

Наконец, перед ней – открылся светлый, свободный мир. Она сделала глоток воздуха, свежего, с цветочным нотами, и ступила вперед.

Судебное заседание больше никогда не повторится. Цикл прервался.



P.S.  Рецензии на спектакль Юрия Грымова "Цветы нам не нужны" в классическом виде у меня не вышло. Их сотни. Был ли смысл писать сто первую? То, что вышло – это соединение всех чувств, эмоций и ассоциаций, возникших во время просмотра спектакля. Обличенных в некую субъективную фантасмагорию, которая отвечает на один из важнейших вопросов человечества: циклична ли история? Могут ли повториться страшные события, и как это предотвратить? Это оспаривание эпиграфа, данного в самом начале. Это мое личное путешествие по театру "Модерн", по внутреннему повествованию спектакля, по историческим местам Германии.

Два из них, особенно важных для моего осмысления трагедии нацизма, – саксонский концлагерь "Цайтхайм" (куда в 1941 году приехал главный нацистский пропагандист Геббельс, чтобы посмотреть на советских военнопленных) и берлинский мемориал жертвам Холокоста. Оба я посетила несколько лет назад в рамках участия в программе "Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями". По возвращении из Германии нацизм стал и моей личной трагедией, поэтому спектакль вызвал много ассоциаций и погрузил в воспоминания. Перенес в ту реальность: дождливая Германия, просторы бывшего концлагеря, могилы павших солдат. И разве бетонные блоки тюрьмы "Шпандау" – это не прямая отсылка к мемориалу жертвам Холокоста?.. Именно так почувствовала я.

Признаюсь, что не могла оставить в стороне эмоции, вызванные атмосферой самого театра, поэтому спектакль для меня – не только то, что происходило на сцене, но и то, что случилось раньше. В тот самый момент, когда я переступила порог и зашла в "Модерн". Отсюда и родились сказочные образы из моих любимых произведений "Алиса в стране чудес", "Волшебник Изумрудного города", а также "Приглашения на казнь". В каждом из них есть образ девочки, стремящейся куда-то в неизведанность, по лабиринтам, через трудности – в другой мир. Именно так я себя ощутила, зайдя в театр. Именно так я отправилась в путешествие по бескрайним просторам художественного мира Юрия Грымова, вступившего в диалог с моим миром. Вот и вышла – сюрреалистическая фантасмагория с реминисценцией на "Божественную комедию" и библейской аллюзией, если я имею хоть малейшее право на такое…

Валерия Колесникова – лауреат первой степени Всероссийского конкурса "Новый Мир — дело молодых" в номинации "Эссе", студентка факультета "Международная журналистика" МГИМО.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть