"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Миры Исаака Бабеля. К 130-летию писателя.

Специально для "Ревизора.ru".

Исаак Бабель. Фото из открытых источников.
Исаак Бабель. Фото из открытых источников.

12 июля текущего года исполнилось 130 лет со дня рождения Исаака Бабеля – пожалуй, одной из главных русских литературных загадок богатого на страшные события XX века. И жизнь Бабеля, и его трагическая гибель оказались этому веку под стать.

Биография Исаака Эммануиловича действительно была бурной – впрочем, в те годы, пожалуй, не было писателей без биографии. И как только начинаешь хоть немного в неё углубляться, наталкиваешься на огромное число белых пятен, тайн и недосказанностей, которые сбивают с толку и не дают покоя. Как знать, возможно, ответы хотя бы на часть из этих загадок содержались в огромном архиве писателя, изъятом при аресте и впоследствии бесследно исчезнувшем. Этого, однако, по всей вероятности, мы уже никогда не узнаем. А хотелось бы…

Опубликованное литературное наследие Бабеля относительно невелико и, по сути, всё оно состоит из двух не слишком объёмных, но бесконечных по глубине содержания блоков – "Одесских рассказов" и "Конармии", принесших выходцу из Южной Пальмиры громкую прижизненную славу. Исаака Бабеля, в самом деле, ещё при жизни называли классиком литературы, и главную роль в этом сыграл именно сборник рассказов о знаменитой 1-й Конной армии, который сделал Бабеля всемирно известным. Так, мы знаем, что эти рассказы прочёл сам Эрнест Хемингуэй, выразивший свои впечатления от прочитанного следующим образом: "Я от него в восторге. Вещи Бабеля замечательны, и пишет он прекрасно. Стиль Бабеля даже лаконичнее моего".

Выходец из семьи состоятельного одесского коммерсанта Мане Бобеля, затем сменившего имя и фамилию на более благозвучные Эммануил Бабель, Изя не пошёл по стопам отца – он с детства, внешне ничем не выделяясь, рос мальчиком пытливым и наблюдательным, обладавшим зоркостью морского бинокля и даром облекать увиденное в слова. По отзывам современников и литературных критиков, Бабель был непревзойдённым мастером диалогов, поражавшим точностью передачи интонации и манеры речи других людей. Кстати, Бабель пробовал себя и на ниве сценариста, сотрудничая с Сергеем Эйзенштейном, но этот потенциально очень плодотворный и успешный альянс по ряду причин таковым в реальности не оказался.

При оценке творчества Бабеля в первую очередь на ум приходят два его главных качества: наблюдательность и стиль. И если наблюдателей в нашей литературе, в принципе, хватает, то вот такого стилиста, как Бабель, ещё поискать. Сам он так описывал свой стиль в новелле "Ги де Мопассан": "Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя". Именно эта "точка, поставленная вовремя", так поражавшая современников, и была его отличительным знаком, или фирменной чертой, если угодно.

Если говорить о стиле и возможных сравнениях и параллелях, то Бабеля, например, многие сравнивали с Зощенко, и отнюдь не безосновательно: если тематически произведения этих двух современников довольно сильно разнятся, то в стилистике как раз общего довольно много. Это стилистическое, или эстетическое, сходство, заключалось в красочности, ёмкости, сочности описаний, умении найти слово, которое исчерпывающе описывает то или иное явление окружающей действительности.

Для своей безумной эпохи первой трети XX века Бабель, в общем-то, отнюдь не уникален, и, думается, его вряд ли можно уподобить "беззаконной комете в кругу расчисленных светил". Как в плане биографии, так и в плане творческих особенностей собратьев у него много – тот же Зощенко или, скажем, Андрей Платонов, чей слог бабелевскому если и не совсем сродни, то, во всяком случае, довольно близок. Не знаю, так ли уж важно говорить о литературном генезисе Бабеля, вычленять его литературных предшественников и т.п. В известном смысле манера письма Бабеля восходит к Библии. Известно, что он, выпускник Одесского коммерческого училища, в то же время, по-видимому, от отца, получил ортодоксальное талмудическое образование и хорошо знал иврит – якобы даже лучше русского, на котором начал писать только в 12-13 лет. А коммерческое училище дало ему неплохое знание французского языка и французской классической литературы. К слову, французский натурализм, прежде всего Золя и Мопассана – это ещё одни зёрна, в юности засеянные в творческой лаборатории Бабеля и затем давшие пышные всходы в "Одесских рассказах" и "Конармии". А отчасти даже ещё раньше – литературный дебют Бабеля состоялся в 1916 году, в журнале Максима Горького "Летопись". Там было два рассказа – "Мама, Римма и Алла" и "Илья Исаакович и Маргарита Прокофьевна". Рассказы эти, к слову, вызвали резкую реакцию ещё царской критики, которая вменяла им порнографический характер. Автора должны были судить, но помешала Февральская революция.

С обвинениями в порнографичности Бабель столкнётся ещё раз в 1924 году, ровно сто лет назад, когда Семён Будённый крайне гневно отреагирует на первые опубликованные из цикла "Конармии" рассказы. В своей статье "Бабизм Бабеля из "Красной нови", опубликованной в журнале "Октябрь", знаменитый командарм просто-напросто сыпал ругательствами по адресу писателя, именуя его "дегенератом от литературы, эротоманом, садистом и развратником", который-де не понимает "сущности классовой борьбы", "выдумывает небылицы" и "обливает грязью лучших командиров-коммунистов". За Бабеля заступался его старый покровитель Горький, и стоит отметить, что, несмотря на столь уничижительную критику влиятельных советских военачальников, "Конармия" издавалась в 20-е годы весьма активно и пользовалась бешеной популярностью. В том числе, как уже говорилось, не только среди советских читателей, но и зарубежных.

Но в конце концов эта критика всё же аукнется Бабелю. Возможно, кстати, что градус её накала был бы несколько ниже, не смени в своё время отец писателя одну букву в фамилии. А так довольно громкая, звучная, но оставляющая простор для похабных и пошлых шуток новая фамилия дала Будённому дополнительный повод для обвинений в "садизме, эротизме и бабизме". Позже, к слову, этот сюжет нашёл отражение в советском фольклоре в виде многочисленных анекдотов по адресу Будённого, но расстрелянному Бабелю, как говорится, от этого не легче.

Что же до "садизма и эротичности", то да, это было, и во многом стало результатом синтеза, пользуясь выражением Пушкина, "библейской похабности" и бесстыдства французской прозы, который породил необыкновенно откровенную, эротичную, физиологичную прозу Бабеля. Кто-то из критиков писал ещё грубее, вульгарнее и определённее, что мир Бабеля – это "кровь, слёзы, пот и сперма". Грубо, конечно, зато исчерпывающе точно и справедливо.

Как мы знаем, русская литература развивается циклично, в ней всё повторяется, только на новом витке исторического развития. Возьмём какого-нибудь типичного героя Бабеля, скажем, страшного красноармейца Никиту Балмашёва, призывающего расстреливать всех подозрительных, дабы "смыть позор с лица трудовой земли и республики". С одной стороны, это homonovus, порождение страшных времён революции и Гражданской войны, но с другой, если задаться целью найти его типологических предшественников, то на их роль вполне могут сойти запорожские казаки из "Тараса Бульбы" Гоголя – богатыри, люди, для которых сила превыше всего, и которые прикрывают громкими фразами о чести и долге свои звериные инстинкты. Это в равной мере относится как к красноармейцам, так и описываемым Гоголем казакам, и это то, что роднит двух великих писателей. У Гоголя с Бабелем и впрямь немало общего. Оба они были одинаково далеки от страшного и жестокого мира, который описывали, и оба в равной мере искренне пытались его полюбить, сродниться с ним, даже ценой отказа от собственных моральных установок. Особенно тяжело это было для Бабеля, который, в отличие от предшественника, писал о своих современниках, на которых вдоволь насмотрелся, служа в 1-й Конной в качестве военкора.

И ещё один общий мотив, если угодно, ветхозаветный – тема отцов и детей. В "Тарасе Бульбе" отец убивает сына Андрея, полюбившего польку и тем самым предавшего отца. В мире царящего патриархата восстание сына против отца – вещь немыслимая, но, как мы видим, это происходит. Пока, правда, это скорее "бунт обречённых", и заканчивается он закономерно трагично для сына. У Бабеля же мы наблюдаем окончательный крах старых ветхозаветных патриархальных основ, когда дети уже в открытую, ничего не стесняясь, восстают против отцов, пытая и убивая их.

Два главных цикла Бабеля – "Одесские рассказы" и "Конармия" – во многом схожи, они оба наполнены насилием, жестокостью, попранием христианских и общечеловеческих заповедей. Но есть и различие – в "Одесских рассказах", при всём творимом кошмаре, все обитающие там люди из одного мира, "одной крови", они друг другу свои, хоть и убивают друг друга. Но убивают не ни за что, не просто так, а с какими-то целями – жестокости просто ради жестокости в "Одесских рассказах" всё же нет. У одесских биндюжников были свои представления о гранях дозволенного, свой кодекс чести – извращённый, но всё же, какой уж был. В их мире есть место и юмору, и прочим обычным человеческим чувствам и проявлением. Мир "Конармии" - грязный, заскорузлый, вымороченный, в котором всё предельно серьёзно, все друг другу чужие, и убить другого человека не стоит ровным счётом ничего. Мир, в котором действует принцип "цель оправдывает средства", но в котором при этом жестокость по сутисамоцельна, потому что все остальные цели, которыми она оправдывается, абстрактны, иллюзорны и эфемерны. "Конармия" – это хроника, летопись самоуничтожения народа, и в этом смысле "Одесские рассказы" противопоставлены ей как нечто светлое, где есть хоть какая-то надежда на будущее. Да, этот одесский мир тоже отнюдь не идеален, это не Аркадия и не рай на земле, но в нём есть зачатки, из которых затем, через какое-то время, может взрасти нечто "разумное, доброе, вечное". Одесса – это Россия в миниатюре, какой она могла бы стать, та самая пресловутая "прекрасная Россия будущего". Можно, конечно, понимать утопичность этой идеи, сравнивая Одессу Бабеля, скажем, с "Городом Солнца" Томмазо Кампанеллы, или городом-садом Маяковского, или "праведной землёй" из пьесы "На дне" Горького. Издревле живёт мечта человека о некоем справедливом общественном устройстве, о том самом "рае на земле", которая недостижима, как и всякий идеал. Осознавал это и Бабель, по сути дела, на контрасте Одессы и Конармии показавший, что Россия, к сожалению, куда ближе ко второму миру, нежели к первому.

У Бориса Слуцкого есть стихотворение о Бабеле, содержащее такие строки:

Кем был Бабель? Любопытным
На пожаре, на войне.
Мыт и катан, бит и пытан,
Очень близок Бабель мне.

Жизнь Бабеля была прекрасна и в то же время страшна, как и его рассказы, читать которые психологически тяжело, даже невыносимо, но оторваться от которых сложно. В общем-то, Бабель всю жизнь ходил по краю, играл с огнём, что с большой долей вероятности должно было привести его к трагическому финалу. К концу 20-х он почти перестаёт писать, ограничиваясь лишь анонсами будущих произведений, под которые берёт у журналов крупные авансы и никогда не возвращает их, так и не представив обещанные рассказы к сроку. Бабель часто бывает за границей, иногда даже вопреки отрицательным резолюциям Сталина – одна из загадок его биографии – но всегда возвращается, ибо, как сам говорил, был "отравлен Россией". Будучи, откровенно говоря, не слишком красивым мужчиной, он нравился женщинам, привлекая их каким-то особым магнетизмом, "неотразимым шармом", о котором вспоминала его вторая жена Антонина Пирожкова. Кроме того, Бабель водил довольно близкую дружбу со многими видными представителями тогдашней советской элиты, включая печально знаменитого Николая Ежова. Был знаком и с самим Сталиным, с которым встречался на даче Горького, но всё же, по собственным признаниям, оставался для этой публике чужим: "Я не понравился". И не мог, наверное, понравиться, ибо, в отличие от них, оставался человеком, хоть, как и многих русских интеллигентов, его необъяснимо тянуло к этому жестокому и бесчеловечному миру. По некоторым свидетельствам, Бабель довольно плотно сотрудничал с ОГПУ, но как и в каком статусе – не до конца понятно, да и нет желания это выяснять, если честно. Как бы там ни было, от кровавой расправы и расстрельной ямы это его не уберегло. Как и Ежова, как и многих других.

Бабель был представителем мощнейшей одесской литературной плеяды, той самой, откуда родом Олеша, Катаев, Ильф, Петров и многие другие. Вместе с тем, многие – и вполне справедливо – считают именно Бабеля самым ярким писателем 20-х годов. Прежде всего, конечно, благодаря стилю и необыкновенной выразительной мощи его прозы. Этот стиль и эта выразительность, как и всё творчество Бабеля, полное библейских и прочих аллюзий и коннотаций, были имманентны и органичны именно для эпохи 20-х – эпохисуровой, лихой, жестокой, но в которой была и большая доля свободы, был кислород для большого литературного творчества. Потом наступили 30-е, когда этот кислород почти полностью иссяк, а с ним defactoкончилось и творчество Бабеля – незаконченные романы о коллективизации и чекистах, полагаю, всерьёз в этом контексте рассматривать не стоит.

Настоящий писатель, как известно, не может замолчать. Если замолчал – значит, был ненастоящий. Но Бабеля, думается, "ненастоящим" назвать нельзя. Просто в новой исторической реальности для его творчества места уже не оставалось. Сначала закончилась творческая жизнь, а чуть позже и земная, без творчества выхолощенная и потому бессмысленная. Факт печальный, но не уникальный – подобных примеров хватает и до, и после Бабеля. Вообще во внешних, так сказать, фабульных своих чертах судьба Бабеля не так уж и уникальна и эксклюзивна, но всё же было и есть в его творчества и в нём самом нечто-то особенное, что делает его primusinterparesв литературном мире 20-х и благодаря чему мы читаем и перечитываем Бабеля до сих пор, как бы подчас это ни было морально тяжело.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть