"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 февраля 2020 12:31

"Яга. Кошмар темного леса" скоро на экранах!

Россия. Режиссер – Святослав Подгаевский. В прокате с 27 февраля

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"
Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

Опять хоррор, опять, но стоп – это же хоррор особенный, очеловеченный, и снят он режиссером-родоначальником этого жанра в России.

Так кто же они – родоначальники жанра?  Режиссер Святослав Подгаевский и продюсер Иван Капитонов, бесспорно, самые яркие и заметные представителями современного российского хоррора. Они в дуэте и соло работали над самыми заметными российскими фильмами ужасов последних лет: "Пиковая дама. Черный обряд", "Невеста", "Русалка. Озеро мертвых", "Маршрут построен" и др. И ведь действительно, наши режиссеры уже набили руку на русском хорроре, причем, без всякий оглядки на американские примеры, но все-таки, если честно, используют каноны жанра. Если оценивать зрительский интерес, — он, безусловно, растет от хоррора к хоррору.  С каждым годом аудитория все лояльнее относится к русским фильмам ужасов.  Возьмем, к примеру, фильм "Пиковая дама: Черный обряд" — он заработала в российском прокате 140 млн рублей, "Невеста" – почти 180 млн. И главное достижение – эти фильмы были куплены для показа в кинотеатрах Бразилии, Мексики, Чили, Малайзии, Перу, Аргентины, и других стран, и, что самое поразительно-удивительное, — "Русалка. Озеро мертвых" стала третьим в истории российским фильмом по сборам за рубежом.

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

Так в чем же секрет успеха? Казалось бы, только в прошлом году американцы нас напугали десятками фильмов ужасов, среди которых  особенно запомнились пугалки "Мы", "Я иду искать", "Доктор сон", "Счастливого нового дня смерти", "Капкан",  "Солнцестояние", "Оно 2", "Страшные истории для рассказа в темноте", "Кладбище домашних животных, "Другой". И еще есть с десяток. Новых. Страшных.  Выброшенных из памяти. Прокатчики обожают принимать хорроры, так как уверены, что это уже самое что ни на есть — народное кино. И сборы, в основном, оправдывают их ожидания.   Жанр хоррора всегда основан на том, что в мире, о котором идет речь, присутствует абсолютное Зло. Добро слабее. Но действует. Нагнетание страха, составляющий драматургический стержень жанра, настолько самодостаточно, что никакая сюжетная логика, конкретика как бы и не нужна. Успех фильмов Подгаевского и Капитонова объясняется тем, что они хотят не просто напугать зрителя, но и рассказать захватывающую и важную историю о взаимоотношениях внутри семьи - об отношениях очень знакомых, и об онтологической уверенности или неуверенности в своем "я". Всегда есть в этих фильмах тема, связанная с потерями, с выживанием...  Для них хоррор – это лишь жанровая форма, помогающая в развлекательном ключе, свойственном хоррору, рассказывать истории об обыкновенных людях, в жизни которых есть и счастье, и страдания, и мечты.

Для того, чтобы сказать свое слово в этом жанре и не копировать западные хорроры, авторы занялись исследованием славянского фольклора. И, в первую очередь, их заинтересовали демонические сущности из древних сказок.  Самый наглядный пример — наша Баба-яга… Плохая такая бабулька. С метлой. В избушке на курьих ножках. Источает лицемерие и зло.

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

"Но страшная Яга — это лишь первый слой, а глубже – сказания о древнем демоне с очень интересными мифологическими корнями. Страшная бабка - персонаж, который эволюционировал в славянских верованиях. "Мы пришли к самому древнему взгляду на Бабу-ягу как на демона, не имеющего облика, – говорит режиссер. – Первичное зло, которое не дремлет на границе мира живых и мира мертвых. Это то, во что верили наши предки изначально, а потом уже сказки и народные былины очеловечили зло, отчасти сделав его не таким страшным, как исходная хтоническая сущность".

Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха, первоначально она было божеством смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

Из фольклора следует, что Яга ворует детей и ест их, и кинематографистам нужно было придумать, как вписать эту мифологию в современную жизнь. Придумали историю про няню, так как такая история всем близка и понятна.  У всех родителей есть страх впустить в дом незнакомого человека и доверить этому человеку своих детей. И таким человеком – становится няня.

В роли няни (Яга) — актриса Светлана Устинова. В копилке ее последних работ — "Хардкор", "Купи меня", "Мифы", "Блокбастер", "Доминика", "Презумпция невиновности". Светлана Устинова уже снималась в хорроре "Маршрут построен" продюсера Ивана Капитонова, так что такой опыт у нее уже есть.  Родителей маленькой похищенной Вари сыграли актеры Марьяна Спивак и Алексей Розин, которые снимались в роли супругов в фильме "Нелюбовь Андрея Звягинцева.  Но в фильме "Яга. Кошмар темного леса" их супружеские отношения со знаком плюс, а отношения в "Нелюбви" заложены в названии картины. В "Яге" — это история любви, которую однажды они потеряли, но все же смогли вновь обрести. На роль Егора был выбран 15-ти летний актер Олег Чугунов, именно- актер, так как этот паренек уже может похвастаться четырьмя десятками фильмов и телесериалов в фильмографии. Сценарий написала Наталья Дубовая, с которой режиссер сотрудничал на фильме "Русалка. Озеро мертвых". Оператором выступил Антон Зенкович, он же снимал "Пиковую даму" и "Русалку".

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

Остается рассказать, о чем же фильм. Молодая семья переезжает в новую квартиру, которая находится в доме на окраине города. Без няньки для новорожденной дочери им не справиться. Старший сын, Егор, рассказывает родителям о странном и пугающем поведении женщины, но родители ему не верят. Камеры наблюдения подтверждают – все в порядке, сын фантазирует. И вот однажды Егор, вернувшись домой, не находит никаких следов ни няни, ни маленькой сестры, а родители пребывают в странном трансе и даже не помнят, что у них была дочь. Тогда Егор вместе с друзьями отправляется на поиски, в ходе которых выяснится, что няня – древний славянский демон…

Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"

В фильме снимались: Олег Чугунов, Игорь Хрипунов, Светлана Устинова, Алексей Розин, Марьяна Спивак, Глаша Голубева, Артем Жигулин, Марта Тимофеева и другие.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть