"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Яркие российские фильмы и сериалы 2020-го года

2020-й неожиданно стал годом своеобразного прорыва российского кино: качественные фильмы, новые жанры, а также смелые темы.

Фото: kinodozhdj.com
Фото: kinodozhdj.com

Картина дня: из-за пандемии кинотеатры закрыты, приостановлена работа практически во всех сферах и индустриях. Казалось бы, 2020-й должен стать провальным в сфере кино: ну а когда снимать? Но по итогам, без сомнения, год стал успешным для российского кинематографа.

   Постоянно в прокат выходили новые картины, на фоне переносов зарубежных работ, это добавило отечественным бонусных очков. Ушла вперед и индустрияя сериалов. По итогам года мы получили несколько действительно качественных фильмов и сериалов, сравнимых с работами мирового уровня.
   Начать следует все-таки с фильмов. На разных сайтах стали появляться списки лучших российских работ 2020 года. Из этих списков становиться заметным разделение на "массовое" и "элитарное" кино. Среди лучших в очередной раз попали комедии, фильмы про войну и спорт, а также наивные семейные мелодрамы, где в ряду успешных работ, драмы, основанные на остросоциальных темах, непривычные для российской индустрии хорроры. 

Фото: ruskino.ru

В этом году в прокат вышел фильм Егора Абраменко "Спутник" (вошел в топ 13 фильмов года по версии Кинократии). Работа Абраменко необычна для отечественной индустрии: это космохоррор (сочетание научной фантастики и жанра хоррор). Абраменко удалось снять фильм, способный по качеству конкурировать с зарубежными работами этого жанра. Сюжет сравнивают с "Чужим" Скотта: неудачный полет в космос, выживший, в которого вселился пришелец, темная сторона науки и решающий выбор героя. На поверхности действительно сходство большое, однако Абраменко делает ставку не на линию противостояния пришельцу, а на внутренние конфликты героев: их моральные выборы и борьбу с собой и своими страхами.


Фото: ruskino.ru

Действие происходит в 1983, Константин Вешняков (Петр Федоров) возвращается на Землю вместе с инопланетным паразитом, его встречает Татьяна Климова (Оксана Акиньшина)    – нейрофизиолог, пытающаяся помочь Вешнякову разобраться в том,  что с ним происходит. Но как это сделать, когда от тебя скрывают важные детали? Фильм сочетает в себе удачное и уместное применение аттракционов, свойственных голливудским работам такого жанра, и моральную дилемму, свойственную российскому кинематографу. Вопреки опасениям, фильм не романтизирует и героизирует эпоху и главных героев, наоборот он может считаться своеобразной деконструкцией образов и мифов того времени, хотя сам фильм и создает мифический образ с заговорами и тайнами; это как раз и провоцирует деконструкцию эпохи в целом. По сути, "Спутник" - постмодернистское высказывание, разрушающее ожидаемые образы и выводящее на первый план внутренний конфликт: индивидуализм против коллективизма. Само название “Спутник” является метафорой, которую можно трактовать на нескольких уровнях: от "пришелец внутри человека" до "я и мои страхи", "я и мои близкие". "Спутник" завоевал премию "Астероид" в международном фестивале Trieste Science+Fiction Festival, обойдя фильмы из США, Британии и Канады, которые до сих пор лидировали в подобных жанрах.


Фото: stoneforest.ru

Также стоит отметить дебютный фильм Филиппа Юрьева "Китобой". Картина победила в ряде международных и отечественных кинофестивалей, таких как Венецианский кинофестиваль (категория авторское кино), китайский кинофестиваль в Пинъяо в номинации лучший дебют на иностранном языке, а также на Кинотавре в номинациях "приз за лучшую режиссуру", "приз за лучшую мужскую роль", а также получил диплом гильдии киноведов и кинокритиков. Сюжет на первый взгляд прост: в очень далекую от цивилизации местность приходит интернет, а вместе с ним и доступ ко всему, подросток находит интим-услуги, а именно порно-чат с вебкам моделью.


Фото: playboyrussia.com

Он влюбляется и мечтает приехать к девушке в Детройт, а мечта близко, нужно лишь преодолеть пролив, а там уже мелочи (рядом Аляска). Мечта так близко, вот только она не достижима. Это просто иллюзия. Фильм показывает колорит Чукотки: настоящая природа, настоящие люди (непрофессиональные актеры), создается ощущение присутствия и не возникает сомнений в истинности происходящего.


Фото: lenfilm.ru

С другой стороны виртуальное пространство, иллюзии, которые завладевают героем Лешей (Владимир Онохов). Он теряет связь с реальностью, стремясь добраться до своей виртуальной возлюбленной Hollysweet999 (Кристина Асмус). Поверхностный сюжет действительно не особо оригинальный: любовь на расстоянии (причем односторонняя), наивность, разочарование, взросление, но даже, если не смотреть глубже, этот фильм  красивая история и невероятная операторская работа: каждый кадр продуман, цветокоррекция создает атмосферу и камерность, при этом сохраняя ощущение бескрайней и всемогущей природы. За поверхностным сюжетом кроется глобальный конфликт и безысходность современности: интернет заменяет реальные чувства и помещает человека в мир иллюзий, покинув который, герой сталкивается с той самой безысходностью. В фильме большую роль играют второстепенные персонажи, например дед главного героя. Старичок, похожий на восточного мудреца со  своей философией, в какой-то момент он начинает восприниматься как голос этих мест, голос простора. Отдельно стоит обратить внимание на название: слово  "Китобой", учитывая контекст,  воспринимается как “Китboy”, как возможный ник в интернете. Герой, пытающийся жить в обоих мирах сразу и одновременно справляющийся с проблемами взросления (недаром в фильме физиологии уделено так много внимания).


Фото: lightnovosti.ru

"Китобой" довольно неоднозначный фильм, так же как и отзывы о нем, он определенно провоцирует дискуссию.

   Топ лучших сериалов года разных ресурсов не сильно отличается друг от друга. Сравнивая топы Кинократии и Вокруг.тв, можно увидеть, что в списках находятся одни и те же названия, но на разных местах. Первым и там и там идет "Перевал Дятлова" – история о том, что же реально  произошло с группой туристов. Режиссерам (Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров и  Степан Гордеев) удалось создать детектив, который без лишнего пафоса описывает события. В сериале представлены разные версии, что не ломает драматургию, а наоборот усиливает ее.


Фото: irecommend.ru

Одним из самых обсуждаемых в 2020 стал сериал “Чики” Эдуарда Оганесяна. У кого-то он вызвал волну негодования, кто-то считает его лучшим российским сериалом последних лет. Сериал затрагивает множество остросоциальных проблем: конформизм и агрессию к любым переменам, положение женщин в патриархальном обществе, насилие, бедность, отсутствие информации, неработающую систему, и это далеко не полный список. В центре сюжета 3 работницы сексиндустрии Люда (Варвара Шмыкова), Света (Ирина Носова) и Марина (Алена Михайлова), которые пытаются изменить свою жизнь, воплощая идею подруги Жанны (Ирина Горбачева): открыть фитнес-клуб в своем маленьком городке.


Фото: kino-teatr.ru

На пути к цели они сталкиваются со всевозможными препятствиями, подстроенными окружающими: кражи, угрозы, отказы, предательства и не только. Оганесян показывает зарисовку российской глубинки без прикрас, показывает настоящую жизнь. Герои говорят повседневным языком, свойственными простым людям показываемой местности. В сериале создатели идут на всевозможные эксперименты, комбинируя съемку, используя максимум света, вставляя различные фрагменты клипов. Сюжет строится на неожиданных поворотах, далеко не всегда логичных решениях героинь, но все это создает ощущение чего-то реального, того, что происходит в повседневной жизни. Несмотря на мрачность истории, сериал наполнен юмором. Оганесян не дает оценку поступкам, этот сериал не очередная привычная для российских картин попытка эскапизма, наоборот, это попытка привлечь внимание к реальным проблемам жизни страны.

Фото: startfilm.ru

2020-й год  показал, что российская индустрия кино готова перестать быть только развлечением и аттракционом, что она готова поднимать серьезные социальные проблемы и делать сложные и неудобные выводы. Это значит, что зрители получат больше действительно сильных и непредсказуемых фильмов. Отдельно стоит порадоваться, что помимо сюжетов улучшилось качество картинки: к созданию кадра начали подходить более серьезно, все лучше становится качество компьютерной графики и цветокоррекции, так что 2020-й показал ещё и то, что
отечественные фильмы и сериалы готовы конкурировать с зарубежными картинами, без сомнения, еще и визуально.

 

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть