Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Жизнь как роман. Эпилог. Пушкинская эпоха: кульминация русской истории.

Специально для "Ревизора.ru".

Коллажи и фото Сергея Сурина.
Коллажи и фото Сергея Сурина.

Мы уже говорили о том, что пушкинская эпоха – это кульминация русской истории. В том числе и потому, что она, будучи с одной стороны, апофеозом романтизма, с другой – зарождением реализма в литературе, давала предпосылку, базу и предоставляла взлетную полосу для появления удивительных, захватывающих жизненных романов.

Было просто модно жить ярко, играючи и при этом благородно.  Возможно, такое сочетание случается только один раз в существование Вселенной.

Давайте на ход ноги рассмотрим три параметра пушкинской эпохи – те, что в значительной мере отличают нас от наших поразительных предков (таких параметров, конечно же, гораздо больше, чем три).

 
1.   Танец

Танцы тогда требовали натренированной памяти, умения владеть своим телом, координации движений и не только движений – координации существования. Вы должны были знать наизусть не менее пяти танцев, а каждый танец – это большое число четко установленных движений, которые нельзя нарушать или путать. При этом во время танца тело должно было существовать не только красиво, но и автономно, само по себе, поскольку полагалось, на фоне многочисленных точных движений, вести непринужденный и приятный разговор на двух языках. Для каждого танца были строго установлены темы для разговоров, а значит, определены настроение и интонации. Так что представьте – каковы должны быть уровень вашей физической натренированности и качество работы головного мозга, чтобы, исполняя точно в такт музыке сложные движения (а темп некоторых танцев был достаточно высок), улыбаясь, с прямой спиной, говорить на заданную тему и не наступать при этом на ногу партнеру (партнерше). Теперь сравните это с тем, как сегодня мы танцуем и общаемся на наших корпоративах и банкетах…

Да, в 20-ые годы XIX века отдельные прогрессивные лица стали демонстративно отказываться на балу от танцев, выражая этим очевидный социальный протест – но чтобы отказаться от чего-либо, надо уметь это делать. Нельзя отказаться от того, чем вы не владеете.

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.

/А.С.Пушкин/

 
2.   Разговор

Разговор в пушкинскую эпоху был средством массовой информации. Газеты до 30-ых годов XIX века выходили не каждый день, и в Петербурге дворяне, чтобы узнать новости, съезжались на Адмиралтейский бульвар, тогда он был широким и преимущественно пешеходным. Таким образом, Адмиралтейский бульвар, где обо всем можно было узнать быстрее и лучше, исполнял роль соцсетей или телеграм-каналов пушкинской эпохи.   Люди вообще общались между собой – вживую – на порядок больше, чем в наши дни. А ведь общение, кроме того, что приятно, еще и развивает речь – то, чем в немалой степени характеризуется homo sapiens. В конце концов, умение точно говорить, оперативно и ясно выражать свои мысли (а значит – быть homo sapiens) – достигается упражнением, как говорил Виктор Викторович Мышлаевский.

"Разговор требует тех же качеств, как и хорошая книга… Автор берет лист бумаги и старается наполнить его как можно лучше… вот и разговаривающие желают как можно лучше наполнить промежуток времени тем же самым издельем…"

/Евгений Боратынский/
 

3.   Поездки

В проекте "Один день Александра Сергеевича" мы уже говорили о баснословных расстояниях, которые преодолевали русские литераторы. Но поездки совершали, безусловно, не только поэты – дальняя дорога была для всех.

Максимальная скорость перемещения по стране равнялась где-то 15-ти километрам в час, так двигались хорошие кареты и дилижансы. Ну а в среднем отправившиеся в дорогу ехали со скоростью хорошей телеги в режиме спокойной рыси: "плетется рысью как-нибудь" - именно об этом.

Этой самой неторопливой рысью Александр Сергеевич Грибоедов, к примеру, преодолел расстояние между Петербургом и Тифлисом (2675 километров) – 13 (тринадцать) раз! Вы никогда не задумывались над тем – что делали тогда люди, проезжая сотни и тысячи километров со скоростью 10 километров в час? (напомню, смартфонов не было; читать, а люди тогда много читали, было неудобно: трясло…)

Люди думали в дороге. Размышляли. Наблюдали природу. Наедине с собой. Разгоняли нейроны головного мозга.

Как тут не сравнить век нынешний и век минувший?

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

/М.Ю.Лермонтов/
 

Жизнь как роман

Но вернемся к нашей теме.

Мы говорили о том, что человек проживает свою жизнь как произведение, где он является главным героем. Жизненный роман разворачивается в реальном времени и обладает двумя главными свойствами:  непредсказуемости (мы можем листать нашу книгу жизни только назад) и необратимостью (нельзя переписать непонравившуюся страницу).

Значит все мы, если присмотреться, не только читатели, читающие чужие романы с захватывающими сюжетами, но и писатели.

Создаем книги своих жизней. С одной стороны, это получается само собой. С другой,  жизнь прожить — не поле перейти.

Мы пролистали 10 ярких неординарных судеб удивительных людей XVIII и XIX веков – пролистали бережно, но бегло – пытаясь вместить судьбу в ограниченное пространство небольшой статьи.

Но человек гораздо больше своей биографии, краткой или расширенной, своего резюме, даже отлично составленного, больше выборки основных моментов и изюминок судьбы. Жизнь человека не свернуть в краткую удобную формулу как мы это делаем в алгебре, сворачивая выражение по формуле сокращенного умножения.

И знаете почему?

Потому что жизнь – это роман. До новых встреч.



Youtube-канал "Лекции Сергея Сурина". На канале можно ознакомиться с циклами видеолекций: "Царскосельский лицей – знакомый и неведомый", "Грибоедов: практика срединного пути", "Михаил Лермонтов: повседневная практика роковых случайностей", "Одинокий путь Евгения Боратынского". Впереди – лекции о Константине Батюшкове.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть