"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

29 октября 2023 22:57

Редкие кадры и эскизы – сотрудники Бахрушинского музея рассказали о наследии Чайковского на международной конференции

В ноябре 2023 года исполняется 130 лет со дня смерти П.И. Чайковского.

Автор: Ревизор.ru
фото из фондов Бахрушинского театрального музея
фото из фондов Бахрушинского театрального музея

26-27 октября Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину и Государственный институт искусствознания провели традиционную научную конференцию «П.И. Чайковский и его наследие в XIX-XXI веках: забытое и новое». Бахрушинский театральный музей представляли сразу три докладчика – научные сотрудники Дарья Лаврова («Модест Ильич Чайковский и другие лица. Фотографии из фонда ГЦТМ им. А.А. Бахрушина»), Анастасия Лебедева («Творчество П.И. Чайковского в сценографии XIX–XX веков») и Елизавета Ковель («Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского: герменевтический анализ»).

Вместе с российскими учеными в конференции в Клину участвовали докладчики из Республики Беларусь, Нидерландов, США и Израиля.   Сотрудники Бахрушинского театрального музея представили научному сообществу эскизы декораций и костюмов авторства Аполлинария Васнецова, Бориса Мессерера, Карла Вальца и Симона Вирсаладзе, а также редкие, ранее не публиковавшиеся, фотографии брата композитора Модеста Чайковского и драматурга Виктора Крылова.    

Во время изучения фотографий из фондов Бахрушинского музея, связанных с персоной Петра Чайковского, обнаружились значимые связи между людьми, изображенными на них – все они так или иначе пересекались с композитором в последние годы его жизни. 

«Отмечу важный для Бахрушинского музея момент – эти люди имели непосредственное отношение к миру театра. Речь идет о брате композитора – Модесте Ильиче Чайковском и его круге общения. На одном из снимков запечатлен Виктор Александрович Крылов. С 1893 по 1898 год он был заведующим репертуарной частью Александринского театра и начальником репертуарной части петербургских Императорских театров. Крылов был незаурядной личностью и влиятельным человеком в театральном мире. Также внимания заслуживает фотография молодого артиста, будущего корифея Александринского театра Юрия Михайловича Юрьева.  Он познакомился с Петром Ильичом в Петербурге в начале 1893 года. В своих «Записках», изданных в 1948 году, Юрьев поделился воспоминаниями о последних днях  жизни великого композитора», – рассказала Дарья Лаврова.

В рамках направления «П.И. Чайковский и его наследие в разных видах искусства» Анастасия Лебедева представила уникальные эскизы декораций и костюмов из фондов Бахрушинского музея к постановкам «Опричник», «Евгений Онегин», «Спящая красавица» и «Пиковая дама». Автор рассказала об особенностях художественного оформления спектаклей, а также о реакции современников и критиков на стилистику в сценографии XIX-XXI веков.

«У меня было три основных критерия для проведения исследования и отбора материалов. Первый – в ограниченное время сделать объективное описание разных художественных стилей и направлений в театре на протяжении двух столетий. Второй – представить часть замечательной коллекции фондов Бахрушинского музея. И третий, возможно самый субъективный, – выбрать наиболее перспективные для сравнительного анализа работы», – отметила Анастасия Лебедева.

Елизавета Ковель представила анализ интерпретаций балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» хореографами XIX, XX и XXI веков. Особое внимание автор уделила принципам работы с музыкальным материалом как отдельным персонажем произведения.

«Благодаря Петру Ильичу, провозгласившему «Балет – та же симфония», музыка к танцевальному спектаклю перестала играть роль прислужницы, иллюстратора, но стала полноправным участником действа. И в этом великий композитор предугадывает поиски особого универсального пути раскрытия музыки и других видов искусств в театре XX века», – подчеркнула Елизавета Ковель

В ноябре 2023 года исполняется 130 лет со дня смерти П.И. Чайковского. На конференции, посвященной наследию великого композитора, обсуждали новые факты его жизненного и творческого пути, историю создания сочинений, современное состояние архива, а также исполнительские интерпретации и режиссерские прочтения произведений.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть