"Я танцую как дебил", или трудно первые сорок лет
15 октября 2021
Маскарад Лермонтова: в поисках подлинности
15 октября 2021
Разбойничья слава Мурьеты не меркнет
14 октября 2021
Смесь французского с нижегородским: мюзикл "Парижские тайны" Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова
12 октября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 сентября 2021 14:31

Андраш Шифф – Рыцарь фортепиано

Обозреватель "Ревизора.ru" – о выступлении Андраша Шиффа в Московской филармонии.

Андраш Шифф. Фото автора.
Андраш Шифф. Фото автора.

Сэр Андраш Шифф, рыцарь-бакалавр Ее Величества Елизаветы II, как всегда, программу своего выступления объявлял только со сцены Концертного зала им. Чайковского, заранее интригуя слушателя.

Клавирабенд Андраша Шиффа из цикла "Звезды фортепианного искусства" в Московской филармонии – это эпохальное событие. Обладатель золотой медали Королевского филармонического общества, бесконечного списка наград, почестей, званий и королевских титулов, английский подданный, пианист венгерского происхождения очень любит русскую публику. С этого признания он начал свой сольный концерт.

Выступление Шиффа – это живая музыка, общение музыканта с залом через слово, это глубокие размышления, которыми сэр Андраш делился на русском языке. Его мягкое туше, дышащая звуковая аура, отсутствие суеты в манере играть и говорить создавали неповторимое ощущение связи с великим и вечным. Безупречный проводник авторской мысли, музыкант перекидывал мостик к композиторам прошлого. Его детальная проработка фактуры, полифонической ткани, его тончайшее слушание отдельных звуков и слышание гармонии целиком заставляли зал бояться дышать. Он нежно повелевал, владея слухом и вниманием слушателя. По-рыцарски преклонялся перед величайшими гениями и неспешно беседовал с ними.

Восхищало и покоряло его исполнение, а тембр его голоса был будто естественным продолжением его фортепианного звука. Его инструмент дышал,  наслаждался прикосновением пальцев пианиста, без насилия над душой рояля. Неповторимый акцент и ошибки в русском языке Андраша Шиффа добавляли шарма и сердечности облику музыканта, потому как все слова были искренние.



Французская сюита соль мажор Иоганна Себастиана Баха открыла концерт. Пианист объяснил, почему он не объявляет программу заранее:

"Программа – это подарок. Еще сегодня утром я не знал точно, что я буду играть. Иоганн Себастьян Бах для меня – самый главный, самый важный композитор. Каждый день я начинаю с Баха, играю час или два. После этого жизнь будет лучше. Сегодня и не только сегодня я хочу импровизировать программу: это прекрасная свобода. Я могу играть Баха или других композиторов, но всегда очень хорошую музыку. Это важно, потому что жизнь короткая, и у нас нет времени для музыки второго класса".

Монологи Шиффа были простые, выражения не всегда привычны русскому слуху, но их смысл все понимали безошибочно. Хочется привести здесь все цитаты Шиффа в оригинальных формулировках маэстро: рассуждения большого музыканта, мастера, знатока своего дела.

После Баха прозвучал Йозеф Гайдн: "Это очень важный композитор. Сонату соль минор он написал в 1770 году в Айзенштадте."

Следующим был Вольфганг Амадей Моцарт: "Сонату си-бемоль мажор очень мало играют, не знаю почему, прекрасная очень лирическая соната. Моцарт написал ее в Вене в 1789 году после "Дон Жуана".

Бетховеном маэстро завершил первое отделение концерта: "Соната № 17 ре минор Людвига ван Бетховена, соната с речитативом, написанная после прочтения пьесы "Буря" Шекспира. Последняя часть Allegretto, которую все играют очень быстро, я не знаю, почему, потому что аllegretto – это не быстро."

Второе отделение открыл Леош Яначек: "Это очень замечательный моравский композитор. 1 октября 1905 года в Брно была большая манифестация за новый университет с чешским языком. Во время Австро-Венгрии там было все на немецком языке. Полиция окончила манифестацию очень грозно. Погиб молодой работник. Это была инспирация Яначеку написать сонату. Первая часть "Предчувствие", вторая часть "Смерть". Обе части в ми-бемоль миноре, очень трудная тональность. Очень трагическая соната", - я дословно воспроизвожу речь сэра Андраша. Не правда ли, в его неправильных с точки зрения русской грамматики формулировках есть особая выразительность?  

В финале сэр Андраш исполнил Шуберта, пояснив такое построение концерта: "Последняя композиция – неоконченная соната "Реликвия" Франца Шуберта имеет только две части, как и его "Неоконченная" симфония. Первая часть Moderato – очень  симфоническая музыка. Вторая часть Andante con moto – это тоже, как у Яначека, смерть. Но для Шуберта смерть – большой друг, потому что жизнь очень трудна".

А потом пианист погрузился в море непрекращающихся благодарных аплодисментов. Купаясь в любви русской публики, он по-королевски щедро и великодушно одарил публику великолепием своих "бисов": Шуберта, Яначека, Моцарта. И объявил, что самым последним исполнит Баха: начал вечер с Иоганна Себастиана и закончит им. Примечательно, что каждый раз прежде, чем поклониться слушателям, пианист всегда кланялся роялю.


Поклон роялю.

Хочется выразить благодарность Московской филармонии за абонемент "Звезды фортепианного искусства", в рамках которого состоялся концерт Андраша Шиффа.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Я танцую как дебил", или трудно первые сорок лет
Маскарад Лермонтова: в поисках подлинности
Разбойничья слава Мурьеты не меркнет

В Москве

"Болеро… шах/мат" и "Танго… история любви" Донецкого театра оперы и балета
Георгий Исаакян: "Я обожаю, когда идея попадает в десятку". Sila в Театре им. Н.И.Сац
Оранжевые песни оранжево поют: "Любовь к трём апельсинам" Самарского театра оперы и балета
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть