Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 апреля 2018 16:05

Президент и обольститель

Новый проект в рамках фестиваля "Опера Априори" дал возможность услышать американского баритона Томаса Хэмпсона. Хэмпсон – знаменитость, и это его третий приезд в Россию. Гастроли прошли на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Фото: Ира Полярная/Опера Априори
Фото: Ира Полярная/Опера Априори

Среди достижений гастролера - более 80 ролей в оперных спектаклях и 170 альбомов в дискографии. премии "Грэмми" и активная пропаганда музыки через интернет. О нем пишут: "Исключительный исполнитель вердиевского репертуара, тонкий интерпретатор камерной вокальной музыки, поклонник музыки современных авторов, педагог". А после московского концерта в зале говорили "какой обаятельный!" - оценив не только голос, но и харизму, сложенную из продуманной непринужденности на сцене и несомненного врожденного артистизма.

Программа вечера – а это на три четверти была американская музыка - так же естественна для американского певца, как, допустим, концерт русского солиста с русскими романсами и ариями из русских опер. Но политическая обстановка сейчас такова, что простейший факт вызвал к Хэмпсону множество вопросов. Именно об этом его не раз спрашивали в интервью. И он в ответ говорил очевидные вещи: людям нужно знать друг друга, исходя из того, что "все мы разные". Знание другого снимает страх, а, следовательно, и агрессию. (Не говоря уже о том. что хорошую музыку – любую - стоит просто слушать).

Задачу узнавания Хэмпсон выполнил с редкой последовательностью и по всем направлениям. Выбор названий был интересен сочетанием известного и нового – для российской аудитории. Столпы американской музыки двадцатого века, стык джаза и "академизма", зрительские воспоминания о блюзах, регтаймах, "кантри". И толика европейской классики на десерт.

Фото: Ира Полярная/Опера Априори

Началось с российской премьеры произведения современного американского композитора. "Письма от Линкольна" Майкла Доэрти написаны в 2009 году, к 200-летию со дня рождения великого президента, и в буквальном смысле основаны на его письмах. Хэмпсон был первым исполнителем моно-оперы для баритона и оркестра, наполненной открытым - до простодушия – и глубоким чувством. В музыке Доэрти продолжены традиции Берстайна. А по этическому накалу… тут стоит процитировать композитора: " я создал музыкальный портрет человека, обладавшего красноречием и надеявшегося на то, что человеческий дух сможет преодолеть предрассудки и различия мнений для того, чтобы сделать мир лучше".

Отдав дань серьезному, Хэмпсон переключился на лирическое. Три песни тридцатых годов (Коул Портер) - и женская часть публики "плывет": ведь заезжий баритон не просто всеми фибрами чувствует сладкую негу этих "Love me, love you", но и входит в какой-то там список "самых красивых людей" - по версии популярного СМИ. А Портера поет так, как и положено петь: с всемирной ласковой задушевностью - и вместе с тем обращаясь к каждому лично. Сюда же можно отнести арию из кальмановской оперетты, где бравый герой меланхолически восклицает " пой, цыган, пой": Хэмпсон придает шлягеру вокальную оперную глубину, не лишая ее необходимой доли "попсовости".

Фото: Ира Полярная/Опера Априори

Сопровождавший Хэмпсона оркестр Музыкального театра как будто обрел второе дыхание с молодым дирижером Валентином Урюпиным. Впрочем, иного от Урюпина и не ждали. Да и победу в 2017 году на международном конкурсе дирижеров имени Георга Шолти не просто так присуждают. Инструментальный Бернстайн в его "изложении" звучал объемно и с оркестровыми нюансами, и, главное, по-разному, в зависимости от характера музыки – начиная с драматических, серьезно-взволнованных Медитаций из "Мессы", продолжая философическо-"саркастическими" фрагментами из Дивертисмента для оркестра. А бесшабашно-веселыми "Тремя танцами" из мюзикла "Увольнение в город" дирижировал сам Хэмпсон, и сделал это во всех смыслах играючи. Даже пританцовывая. Передавая и вкрадчивое лукавство, и улыбку до ушей, и намеки на игру "биг-бэнда на открытом воздухе". А обилие в оркестре медных духовых и разнообразной перкуссии (кое-что, по словам организаторов, находили прямо во время репетиций) было умело подчеркнуто как специфика звучания.

Фото: Ира Полярная/Опера Априори

На бис возник Моцарт - два фрагмента из "Дон-Жуана", где певец продолжил играть в обольстителя. Сперва - в нежнейшей арии, потом – в паре с певицей Натальей Мурадымовой – в дуэте Дон Жуана с млеющей Церлиной. Партию эту американец знает назубок, и жесткий акцент в итальянском языке не мешал ощущению бескрайней органичности. Понимая, что называется, с закрытыми глазами, где убавить, а где прибавить, Хэмпсон в актерском "кокетстве" ни разу не перегнул палку, оставаясь интеллигентным и ироничным - в образе прожженного циника. Именно это больше всего радовало публику. Обольститель, посмеивающийся над собственной неотразимостью – что может увлечь больше?
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть