Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мюзикл "Тимур и его команда" на фестивале "Видеть музыку"

Санкт-Петербургский театр "Карамболь" привез на фестиваль "Видеть музыку" спектакль "Тимур и его команда".

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Фестиваль проводит Ассоциация Музыкальных Театров при поддержке Минкультуры России и Фонда президентских грантов. Музыкально-эксцентричная версия повести Аркадия Гайдара оказалась абсолютно идентичной оригиналу по букве, но весьма далекой от него по духу. Впрочем, мнение автора статьи не истина в конечно инстанции. Сразу скажу, что встреченные мной на показе мэтры русского мюзикла и бардовской песни Юлий Ким и Сергей Никитин усмотрели в петербургском спектакле добрый юмор и даже ностальгическую связь с советской опереттой. Мне же показалось, что ностальгией здесь и не пахло, а вот стеба и троллинга по поводу гайдаровской повести - было предостаточно.

Итак, на сцене рассказчик - изо всех сил изображающий наивность профессор в очках (Дмитрий Стефанов), погружающий зрителей в сюжетную коллизию повести. Драматург Анастасия Букреева сделала буквальную инсценировку, почти без изменений сохранив и реплики героев, и косвенную речь. Стихи Николая Голя тоже вполне себе лирика, органично смонтированная с красивой, мелодичной, жанрово разнообразной музыкой Ирины Брондз. Нейтральная сценография Александра Мохова, которую можно охарактеризовать как "тотальный забор" (буквально все декорации, включая порталы и задник, сделаны из ровных длинных дощечек), выполняет функции фона. Все "фишки и прибамбасы" режиссер Антон Оконешников реализовал в костюмах (Елена Жукова), пластике (Владимир Романовский) и буффонадной технологии существования артистов на сцене. С первых реплик возникает ощущение, что всем этим советским людям, обильно украшенным алыми звездами, серпами и молотами, наряженными в шорты и красные гольфы, сделали лоботомию в сталинских застенках. Они неестественно улыбаются, демонстрируя тоталитарный оскал, передвигаются по сцене мелкими шажками (команда Тимура) или агрессивными приблатненными прыжками (банда Квакина), таращат глаза, разговаривают надрывными истеричными голосами и дергают руками и ногами, как марионетки в балагане. Может быть, это какой-то эстетический  отсыл к "Синей блузе", а может быть, к самому Мейерхольду, а может и к чему поближе - например, ленинградской группе АВИА времен ранней перестройки… Трудно сказать. Прием быстро приедается, начинает сильно отдавать КВНом и самодеятельностью.



Более того, можно как угодно относиться к советскому культурному наследию в принципе и, в частности, к Гайдару, который претерпел уже столько постмодернистких прочтений, что к троллингу ему не привыкать, но, честно говоря, стебаться на тему предвоенных настроений и предчувствий, которыми проникнута проза Гайдара, так себе затея. Заглавный герой в исполнении Вячеслава Рязанова очень хорош: высокий, широкоплечий, эдакая белокурая бестия… К его шортам, гольфам и рубашке с портупеей, пожалуй, больше подошла бы не пионерская звезда, а символика другого тоталитарного государства. И пусть авторы спектакля утверждают, что они вовсе не хотели таких ассоциаций - я им не поверю.

Второй акт несколько сбавил градус клоунады. И Женя (Юлия Коровко) стала больше походить на человека, а не на заводную куклу, и хулиган Квакин, который, пожалуй, выглядит самым живым персонажем, блеснул бессмертным блатным хитом "Чубчик кучерявый". Подпортил дело ходульный полковник Александров (Владимир Бобков), весьма неискренне прощающийся в финале с дочками. У Гайдара они расстаются, скорее всего, навсегда: ведь "завтра была война". И смешного здесь немного.  Но для героев  этого спектакля писаны  другие правила: тут вам не романтика, а нарочитая фальшь, призванная смешить до упаду.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Обратило на себя внимание присутствие в постановочной группе саунд-дизайнера, что обещало, как минимум, соблюдение звуковых стандартов современного музыкального спектакля. Тем более, что в нем участвует живой оркестр (дирижер Сергей Тарарин). Однако звук не порадовал совершенно - для того, чтобы создать эффект "Елка в Лужниках", когда все тотально прет через динамики без объема и без какой-либо попытки добиться эффекта акустического звучания, саунд-дизайнер не обязателен - с этим справится самый заурядный звукооператор с плохим слухом. Впрочем, игра на чужой площадке всегда чревата техническими проблемами. Возможно, на родной сцене все выглядело и звучало иначе.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть