С каждым годом южнокорейская поп-музыка становится всё популярнее и популярнее за пределами своей родины. Каждый из россиян хотя бы раз слышал что-нибудь о таких K-pop группах, как BTS и Blackpink. Изначально корейский поп — это музыкальный жанр, появившийся в Южной Корее в 1992 году, который со временем стал обозначать не только южнокорейскую популярную музыку, но и масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников по всему миру.
Вообще корейский поп в своём прямом значении появился ещё в 1885 году, когда американский миссионер Генри Аппенцеллер начал учить корейских школьников петь американские и британские народные песни, сохраняя их мелодии, но переводя слова на корейский язык для удобства. Такие песни назывались changga. В 1925 году, когда Корея находилась под властью Японии, даже был выпущен первый "K-pop" альбом, состоящий из таких вот песен. Альбом назывался Yi Pungjin Sewol ("Это бурное время"), и для него были записаны корейские версии популярных на тот момент японских песен. Однако K-pop музыка в том виде, в котором мы её знаем сейчас, появилась в Корее только в 1992 году.
Современный K-pop — не просто песни на корейском языке. Это сложные хореографии, мода, музыкальные клипы с глубокими и запутанными сюжетами, особая эстетика и концепт каждой отдельной группы и соло-исполнителя. История K-pop как жанра и индустрии с 1992 года и по наши дни делится на фазы — или поколения — которые отличаются трендами, идеями и, конечно же, музыкой.
Первое поколение: 1992–2003.
Первое поколение K-pop начинается с дебюта бой-бэнда Seo Taiji and Boys 11 апреля 1992 года. Участники группы были первыми, кто начал читать рэп на корейском языке и вставлять слова и фразы на английском в тексты своих песен — это то, что считается отличительной чертой K-pop музыки сейчас.
Музыкальный клип на дебютную песню южнокорейского трио Seotaiji and Boys "I Know", 1992.
Главными темами музыки первого поколения K-pop были любовь и молодость, а песни в большинстве своём были довольно медленными и мелодичными. На творчество исполнителей — или, как их называют в Южной Корее, айдолов — первого поколения огромное влияние оказали американская хип-хоп и поп-музыка и хип-хоп культура в целом. Корейские певцы и певицы первого поколения одевались в популярную в 90-е мешковатую одежду для танцев и создавали яркие и запоминающиеся сценические образы, но при этом не накладывали много макияжа и не красили волосы в яркие цвета, как делают K-pop исполнители сейчас.

Южнокорейский бой-бэнд H.O.T. 1997. Фото: Pinterest.
Южнокорейская гёрл-группа Fin.K.L., 1999. Фото: KProfiles.
Второе поколение: 2003–2012.
Второе поколение K-pop также называют Золотым поколением — с него началась Корейская волна, или волна "Халлю". Халлю — термин, обозначающий рост популярности корейской массовой культуры на Западе. Золотое поколение K-pop началось с дебюта бой-бэнда TVXQ 26 декабря года.
Музыкальный клип на дебютную песню южнокорейского бой-бэнда TVXQ "Hug", 2003.
Второе поколение подарило K-pop много легендарных групп, песни которых слушают и до сих пор: Girls' Generation, 2NE1, BIGBANG, Wonder Girls, Super Junior, SHINee. Два последних бой-бэнда продолжают выпускать музыку и выступать на сцене и сейчас.
Кадр из музыкального клипа на песню "Gee" южнокорейской гёрл-группы Girls' Generation, 2009. Фото: YouTube.
Второе поколение K-pop было более экспериментальным во всех смыслах: и в музыке, и в выборе одежды, в сценических образах и в хореографии. Музыка данного поколения знаменита своей "приставучестью" — настолько, что в Южной Корее официально запрещено слушать знаменитую песню
"Ring Ding Dong" бой-бэнда SHINee во время периода сдачи CSAT — корейской версии Единого Государственного Экзамена. Второе поколение K-pop яркое, эксцентричное и запоминающееся.
Южнокорейский бой-бэнд SHINee, 2012. Фото: Pinterest.
Третье поколение: 2012–2018.
Третье поколение K-pop — самое востребованное за пределами Азии. Во время третьего поколения певец PSY выпустил свой хит "Gangnam Style",
музыкальный клип на который стал первым видео в истории YouTube, количество просмотров которого превысило 1 миллиард. В период третьего поколения дебютировали всемирно известные группы BTS и Blackpink, и K-pop артисты начали ездить в мировые туры и собирать стадионы вне Южной Кореи и Японии.
Официально третье поколение K-pop стартовало 8 апреля 2012 с дебюта бой-бэнда EXO. Группа активна до сих пор и продолжает выпускать музыку и выступать на музыкальных шоу, как, впрочем, и большинство айдолов третьего поколения.
Музыкальный клип на дебютную песню южнокорейского бой-бэнда EXO "MAMA", 2012.
K-pop артисты третьего поколения – первые, кто начал активно взаимодействовать со своими фанатами с помощью социальных сетей и фан-встреч. В его годы среди K-pop групп стало модно иметь особый концепт — конкретную историю, которую группа рассказывает через тексты песен и музыкальные клипы, и эстетику, которой должен придерживаться каждый участник группы. Например, концепт группы EXO заключается в том, что они не просто певцы, а супергерои, прилетевшие на Землю с разных планет. А Red Velvet — не просто компания молодых талантливых девушек, а ковен ведьм, обладающих магическими способностями. Такие "предыстории" южнокорейских групп делают их музыкальные клипы и тексты песен более увлекательными и вызывают большой интерес у фанатов.
Также во времена третьего поколения появилось больше экспериментальной музыки, а образы стали ещё более необычными: артисты начали красить волосы в разные цвета, сочетать вещи от дорогих брендов с традиционными корейскими нарядами и делать яркие сценические макияжи вне зависимости от гендера.

Южнокорейская гёрл-группа Red Velvet на фотоссесии для второго студийного альбома "Perfect Velvet", 2017. Фото: SM Entertainment.
Южнокорейский бой-бэнд NCT 127 на фотоссесии для второго мини-альбома "Limitless", 2017. Фото: SM Entertainment.
Четвёртое поколение: 2018–2023.
Если айдолам первого, второго и третьего поколения требовались годы для того, чтобы стать популярными, некоторые артисты четвёртого поколения смогли добиться известности всего за пару месяцев благодаря интернету и интересу к K-pop музыке, выросшему за время пандемии COVID-19.
Официально четвёртое поколение K-pop началось с дебюта бой-бэнда Stray Kids 25 марта 2018 года.
Музыкальный клип на дебютную песню южнокорейского бой-бэнда Stray Kids "District 9", 2018.
Музыка четвёртого поколения отличается своей направленностью на международного слушателя, а хореография — безумной сложностью. Артисты четвёртого поколения редко поют о любви, но часто – о вере в себя, поиске своего пути, проблемах, с которыми часто сталкиваются молодые люди в ходе взросления. В песнях четвёртого поколения часто используются сэмплы — мелодии из уже записанных, часто довольно известных музыкальных произведений. Так, например, гёрл-группа aespa использовала сэмпл из песни "Next Level" из фильма "Форсаж" в своём хите
"Next Level", а группа Ive – сэмпл из "I Will Survive" американской певицы Глории Гейнор в своей песне
"After Like".
Среди групп четвёртого поколения пользуются спросом футуристичные и Y2K (мода 2000-х) концепты, и нарядам, макияжу, причёскам и эстетике в целом уделяется очень много внимания. Также артисты четвёртого поколения K-pop активно продают физические копии своих музыкальных альбомов. В каждом альбоме фанаты могут найти коллекционные карточки с изображениями любимых айдолов, а также плакаты, открытки и другую фанатскую атрибутику.

Кадр из музыкального клипа на песню "We Lost The Summer" южнокорейского бой-бэнда Tomorrow X Together, 2020. Фото: YouTube.
Песни артистов четвёртого поколения сильно отличаются друг от друга и жанром, и подачей. Некоторые вдохновляются корейской поп-музыкой предыдущих поколений, некоторые — классическим роком или американской RnB-музыкой. Одни из самых популярных песен четвертого поколения:
"God's Menu" бой-бэнда Stray Kids,
"Blue Hour" группы Tomorrow X Together,
"Wannabe" гёрл-группы ITZY,
"Black Mamba" футуристичной группы aespa,
"Wonderland" Ateez,
"Stereotype" гёрл-бэнда STAYC,
"Love Dive" IVE,
"Hype Boy" NewJeans,
"Tomboy" ((G)I-DLE) и
"Antifragile" Le Sserafim.

Южнокорейская гёрл-группа NewJeans на фотоссесии для EP-альбома "OMG", 2023. Фото: ADOR.
Многие фанаты опасались, что четвёртое поколение станет последним поколением K-pop, и после него интерес к корейской поп-музыке угаснет. Однако это оказалось неправдой.
Пятое поколение: с 2023 года.
Как уже говорилось выше, начало пятого поколения K-pop отсчитывается с дебюта группы Zerobaseone, сформировавшейся в результате музыкального шоу на "выживание" Boys Planet, идущего на корейском музыкальном телеканале Mnet.
Музыкальный клип на дебютную песню южнокорейского бой-бэнда Zerobaseone "In Bloom", 2023.
Участницы ещё не дебютировавшей гёрл-группы BabyMonster, 2023. Фото: YG Entertainment.
Нам ещё только предстоит узнать, какие перевороты в мире K-pop совершит пятое поколение. Корейская поп музыка не перестаёт расти в популярности, так что, скорее всего, это поколение — не последнее.

Южнокорейская бой-бэнд Zerobaseone на фотоссесии для дебютного мини-альбома "Youth in the Shade", 2023. Фото: WakeOne.
Слушайте музыку и наслаждайтесь ею!