Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Художественный руководитель театра "Созвучие" Ольга Долматова: "Театральная деятельность вызвала в детях удивительные метаморфозы"

Ревизор.ru побеседовал с Ольгой Долматовой, художественным руководителем и главным режиссером уникального домашнего театра "Созвучие", где играют дети в возрасте от 6 до 19 лет.

Ольга Долматова с сыновьями (Даниил, Олег, Константин, Всеволод, Василий). Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых
Ольга Долматова с сыновьями (Даниил, Олег, Константин, Всеволод, Василий). Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Недавно наше издание побывало на спектакле "Труффальдино из Бергамо", представленным домашним театром "Созвучие" в культурном центре в Перове. О том, как удалось создать уникальный домашний театр и профессиональный спектакль, а также как связаны театр, учеба детей в школе и их умение достигать хороших результатов, Ревизор.ru узнал у его художественного руководителя Ольги Долматовой.

Ольга Долматова, создавшая театр "Созвучие" вместе с мужем Денисом Долматовым, - мама пятерых сыновей, педагог по образованию и призванию. Она ставит высокие планки себе и детям, мотивируя их на успех и раскрытие талантов.

Что для вас театр, почему решили им заняться? Откуда зародился интерес?

Во-первых, это увлечение семейное, привитое с детства. Родители были страстными театралами. Я ходила во все детские театры Москвы, на огромное количество представлений. Многие из них хорошо помню. Рано познакомилась  и со  взрослым репертуаром.

Во-вторых, по специальности я учитель русского языка и литературы, заканчивала филологический факультет Московского педагогического университета и защитила кандидатскую диссертацию на кафедре русской литературы XX века. У меня был замечательный педагог, научный руководитель Маргарита Ивановна Громова. На этой кафедре она занималась как раз театром, причем современным, вела спецкурсы и спецсеминары, водила своих студентов на спектакли к молодым драматургам, дружила с ними и переводила в пласт науки  то совсем живое и свежее, за что еще никто не брался с точки зрения исследования. Она и меня сумела этим увлечь, хотя я не по новым драматургам защищалась, а по драматургии М. Булгакова.

Когда я начала работать в школе словесником, то этот интерес смогла реализовать с учениками уже как постановщик.

В нашей семье идея театра возникла совершенно естественным образом. На Новый год мы стали ставить со своими малышами небольшие сценки  и показывать их друзьям и близким.

И вот так постепенно, начиная со сказок, это всё перерастало во что-то большее. Дети росли, репертуар усложнялся, пришли ещё участники.  И  образовалась труппа, которая, конечно, без поддержки родителей этих детей не могла бы существовать. Нам очень много помогают. Желание сделать качественно привело к тому, что мы приобрели аппаратуру, хороший свет, костюмы, реквизит. И появились постоянные зрители, подписчики в соцсетях. Стало понятно, что дети имеют к этому способности - они поступили и в другие театральные студии, где параллельно занимаются.


Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Вы сами придумываете все решения или дети вам в этом помогают? Они участвуют в процессе подготовки спектакля?
 
Сейчас, когда дети подросли, и у нас есть актеры 16-19 лет, мы, конечно же, привлекаем их ко всем сторонам создания спектакля – к сценографии, разработке костюмов и т.д. Сейчас спектакли рождаются в обсуждениях, мы все идеи выслушиваем, потом постепенно все это сводится к чему-то единому. Надо сказать, что от старшего сына в этом плане большая польза, так как одаренный художественно, Даня, конечно, помогает со сценографическими решениями. То, что в итоге родилось в "Труффальдино из Бергамо", - отчасти его заслуга, и достаточно большая.

Хотя иногда что-то делаем втайне от детей и выдаем это в качестве сюрприза. Например, таким сюрпризом стало приглашение профессионального мастера по фехтованию и посещение мастер-классов по фехтованию.

Много ли времени уходит на подготовку одного спектакля?
 
В этом году у нас подготовка заняла семь месяцев плотной работы. Минимум десять часов репетиций в неделю.


Сцена из спектакля "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Как дети относятся к такому режиму подготовки спектаклей?

Он был обусловлен сложностью материала. И все с этим согласились. Занимались весьма увлеченно. Все-таки главное, что надо понять родителям, которые хотят, чтобы их дети  занимались театром – это то, что обязательно должно быть желание самого ребенка, насильно сюда нельзя привести. Дети только по желанию могут заниматься театром.

Также надо иметь представление о том, что придётся много трудиться. Труд – это ключевой вопрос, как для любого результата любого проекта. Для того чтобы получился хороший результат в спорте, в интеллектуальном состязании, в любом виде искусства, инструментальном исполнительстве -  практически везде нужен кропотливый труд.

Я сейчас смотрю на сотни фотографий и видео, которые мы сделали на репетициях, и понимаю, какой непростой путь проделали дети, какая разноплановая была работа, пошаговая, учитывающая множество мелочей. Первые месяцы мы в основном погрузились в текст. И даже когда уже начали ставить мизансцены, параллельно я занималась с детьми по видеосвязи – мы оттачивали интонации, работали со словом, трудились над качеством речи, учили наизусть. Я, наверное, уделяю этому такое большое внимание, потому что  все-таки застала старую театральную школу с её трепетным отношением к авторскому тексту и с высокими требованиями к качеству речи: отчетливостью, соблюдением правильной интонации,  подачей текста на зрителя так, чтобы тот все расслышал и понял. И мне кажется, что эта сторона дела у нас на весьма неплохом уровне. Но добились мы этого ценой долгих репетиций. Так что хотите участвовать в любительском театре - приготовьтесь много работать. Желание ребенка и умение трудиться - это главное.


Сцена из спектакля "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Мне кажется, когда человек в каком-то занятии изначально ставит себе высокую планку, он не будет и в других делах позволять себе расслабляться. Понятно, что все, кто у нас играет, ребята способные, интеллектуально сильные. Мы, например, своим детям говорим, что ты должен так учиться и что-либо делать, чтобы тебе не было стыдно за результат. Мы ни в коем случае не ругаем за четвёрку, но их самих она чаще расстраивает. А тройка - это оценка плохая, потому что это показатель того, что ты не доделал и недоработал, если, конечно, ты не болел. Способный ученик в общеобразовательной школе не может получать тройки. Сейчас требования в школе рассчитаны на очень среднего ученика. Если он учится на тройки, это говорит о том, что ему либо совершенно неинтересно и он не старается, либо у него очень средние способности. В процессе подготовки спектаклей, видя как ребята осваивают сложнейший текст с нюансировкой, акцентами, мы понимаем, что они способные, и значит делать они должны качественно. Так постепенно к этому приучаем.



За кулисами - подготовка к спектаклю "Труффальдино из Бергамо".Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых
 
 Талант влияет на хороший результат детей в спектакле?
 
Что касается таланта, то Вы же сами видели, что дети у нас разных возрастов – от 6 до 19 лет, и нельзя сказать, что кто-то из них неталантлив, хотя никакого отбора у нас, безусловно, не было. Так получилось, что вот эти дети к нам пришли. И наши, конечно, не все такие одаренные. Но дело в желании, в создании мотивации. Причем это мотивация – коллективная. И это главное, что так заражает, - участие в таком вот общем деле. И мы, конечно, стараемся, чтобы им не было стыдно за результат, чтобы они видели, какой качественный продукт мы в итоге на выходе получаем.  Мы с удовольствием пересматриваем наши прошлые постановки. Дети смотрят с чувством удовлетворения – они сделали хорошо. Так рождается мотивация. А мы таким подходом – ориентацией на качество  и на то, что мы много потрудимся на это качество – талант раскрываем.  Они приходят с желанием, а вот это всё помогает таланту раскрыться. Это не значит, что дети не уходят от нас. Вырастают, учеба начинает занимать больше времени. Но на наши спектакли всё равно приходят как зрители.

Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

На Ваш взгляд, все дети могут заниматься театром?

Так получается, что загораются театром дети, которые к этому способны, то есть у них изначально есть талант и желание быть на публике. Совсем стеснительный ребенок, может быть, в это не пойдет. Хотя у нас были такие случаи, когда достаточно замкнутые детки начинали участвовать. Один из примеров - наш шестилетний сын Вася, который в семье, где дети с раннего возраста не стесняются выступать на публике, был очень пугливым и зажатым. Но театр помог и ему. Как? В  "Труффальдино из Бергамо" мы придумали для разделения пространства использовать  нитяные шторы. Понимая, что не выпустим спектакль раньше марта, мы решили к Новому году организовать концерт и заодно опробовать идею. Так вот Васю (он вел этот концерт), который  всегда отказывался на публике даже прочитать стихотворение, спрятали за этой шторой. Для него был страшен самый первый момент, когда все на него посмотрят, и вот эта штора оказалась просто находкой - Вася начал оттуда читать стихи. Первый шок от соприкосновения с публикой он пережил спрятанным, когда его никто не видит. И это позволило малышу мягко войти в сценическое пространство и дальше спокойно в нем жить. Вот это волшебная сила прикосновения к театру, театральной маске, за которой тонкая душа может спрятаться и потихонечку начать себя проявлять.

У нас были опыты принятия в спектакли стеснительных детей, также детей, у которых были сложности с моторным развитием, с освоением танцев. Эти проблемы возможно преодолевать спокойными, постепенными, поступательными репетициями, сначала один на один, а потом, включая в общее дело. Поэтому в этом плане театр очень родителям рекомендую.


Репетиция спектакля "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Как детей влюбляли в театр? И как участие в театральном проекте повлияло на детей?
 
Как удалось влюбить детей в театр?  Водили туда  с раннего детства. Но все-таки когда сам сталкиваешься с театральной деятельностью, начинаешь понимать, что в этом есть какая-то магия. Потому что невозможно было предугадать, что, например, старший сын Данила, не любивший читать, окажется тонким ценителем театра, способным увидеть скрытые смыслы, нюансы, которому интересно смотреть постановки не только с точки зрения содержания, но и как это сделано.

И невозможно предположить было, что средний, Олег, такой рациональный, правильный, структурированный, на сцене выдает яркие, эмоциональные, подчас иррациональные образы.

Мы не могли предугадать, что  девятилетний Всеволод, который на репетициях валяет дурака, вызывая возмущение всей труппы, на спектаклях чувствует себя как рыба в воде и выдает игру по максимуму. При этом Сева имеет какое-то магнетическое воздействие на зал, срывая постоянно аплодисменты в свой адрес. И такие открытия не только в наших сыновьях. Тихая и скромная одноклассница мальчишек Стася Глазова на сцене проживает каждую минуту, не выключаясь из роли, и оттого смотрится очень органично во всех образах. А вполне современная девочка Кира Мыцык поражает в спектакле о 18 веке грацией, статью и изяществом движений. И подобное я могу сказать о каждом нашем юном актере. В общем, не то, чтоб мы специально влюбляли, а, наверное, предлагали театр, и театральная деятельность вызвала в детях какие-то удивительные метаморфозы.


Сцена из спектакля "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Как подбираете детей на роли, какой подход? Учительский или родительский?

В первую очередь - прагматический. Все хотят играть главные роли и никто эпизодические, потому что это дети. Они хотят, пока не поймут, что главная роль - это колоссальная нагрузка. А моя задача - соблюсти справедливость, потому что театр - это коллектив. Дать возможности каждой личности раскрыться в этом коллективе.  И как мама я не могу отдать все главные роли своим детям. Поэтому в этом году у нас появилось два состава, чтобы каждый мог получить, что желает. И второй принцип распределения ролей - психологический. Здесь я смотрю не как мама, а как учитель. К своим отношение более строгое, но воспринимаешь своих детей через призму их возможности сыграть ту или иную роль по совокупности факторов. Такой учительско-психологический подход.
 
Предметный мир ваших спектаклей очень особенный, помогающий детям погрузиться в эпоху, почувствовать реальность условного.

Поскольку это детский любительский театр, театр "для себя", мы стараемся, чтобы наши дети, как в системе Монтессори, сами прощупали все, что есть в пьесе. Два года назад мы ставили музыкальный спектакль "Мелодии бродячего театра". Я скомпоновала несколько историй: музыкальную инсценировку андерсеновского "Свинопаса", сказку польской писательницы Люцины Легут "Музыкальный магазинчик" и легенду о появлении скрипки в Европе. Звучала живая музыка в исполнении Севы на фортепиано. Мы реально вытащили на сцену много маленьких музыкальных инструментов, настоящую скрипку. Дети держали их в руках, извлекали звуки. В процессе "изготовления" скрипки на сцену летели настоящие стружки, и маленькие зрители с упоением их собирали. Разыграв истории, "бродячие музыканты", усталые, "грелись" у костра, склеенного из настоящих обожжённых поленьев и подсвеченного красной гирляндой.

Сцена из спектакля "Мелодии бродячего театра". Актёры и зрители у одного костра, 2019 г. Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых 

А в нашем "Труффальдино" есть целый эпизод, посвященный обеду. На сцене предстали свежие приготовленные блюда, чтобы доносился запах до актёров и до зрителей, дети пробовали еду прямо на сцене. Данила любовно расписал старинный сундук, доставшийся нам по наследству от прабабушек, изготовил настоящие письма и запечатал конверты сургучом. Плетеные корзины, старинные кружева, глиняная посуда, валек - всё подлинное. Добавили музыку Вивальди для аутентичности. По сути дела получился спектакль 5D, зрелищный, красочный, сочный, с запахами и вкусами, с духом Италии, которую мы так любим.


Константин Долматов. Сцена из спектакля "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

В прошлогодней постановке "Багрового острова" М.Булгакова действие происходит в театре  1920-х годов, и у нас на сцене был настоящий самовар, граненые стаканы в подстаканниках, кусковой сахар. В сказке "Щепотка соли" героиню мы сажали не в бутафорскую, а в настоящую бочку, правда пластмассовую, искусно расписанную под дерево моим отцом. Все это позволило добиться натуральности, вещности постановок, нужной в первую очередь детям, предлагающей им предметный красочный, звучащий и пахнущий мир.

Репетиция спектакля "Багровый остров". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Театр не мешает актерам учиться в школе, не создает проблем? Или увлечение – подспорье для основного?

Пока таких проблем у нас не было. Мне кажется, что вот эта занятость детей только подхлестывает их, не дает им расслабляться, и они успевают везде. Вот старшим актерам - студентам или лицеистам - непросто справляться с большим объёмом учебных заданий и с нашими высокими требованиями. А на уровне обычной средней школы вообще проблем с успеваемостью не возникает. По крайней мере, у моих детей нет. Они хорошо учатся, у них остается время почитать, погулять.

Хотелось бы, конечно, чтобы сама школа предоставляла возможность заниматься в театральной студии. Ведь раньше любительский театр, который мы пытаемся создать в семье, был в каждой второй школе. Сейчас получается, что мои дети в школе не очень задействованы, отчасти виной тому пандемия. А возможно, то, что мы предлагаем дома, интереснее. Ведь одноклассники наших мальчиков пришли к нам, и у нас занимаются.

За кулисами - перед спектаклем "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых 

Как Вы сами все успеваете? Как удается совмещать театральное увлечение с основными делами?

Так счастливо получилось, что в этом году у меня есть время для подобного хобби. Но начали мы ставить спектакли в то время, когда я работала учителем русского языка и литературы в школе. Рабочий день у словесника ненормированный. И мои дети были помладше, было тяжеловато. Тем не менее мы поставили в тот год спектакль, даже успели его показать. В детской больнице у нас были волонтерские спектакли. Сейчас я  работаю на дому, времени прибавилось, и это, наверное, позволило поднять наше дело на немного другой уровень. И дети выросли, стали помогать и относиться к этому  более ответственно и ревностно.

Играете ли Вы на сцене? Участвовали ли ранее в театральных постановках? Или это всё родилось, когда появились дети?

На сцене не играем. Себя считаю менее талантливой, чем дети, которые у нас участвуют. Мой муж хотел связать свою жизнь с театром, и у него была мысль поступить в театральный институт. Но в итоге Денис увлекся математикой, получил техническое образование, а сейчас работает управленцем. Но он много лет занимался танцами, а я училась в музыкальной школе. Сейчас нам приходиться показывать что-то ребятам. Себя со стороны не вижу. То, как показывает Денис, конечно, очень интересно, смешно, талантливо, но на сцену мы не собираемся, благо желающих поиграть у нас много.

 Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Помимо театра, какие у вас хобби? Знаю, что все дети занимаются спортом.

Да, не только театр. Мы вплоть до прошлого года, в течение 23 лет делали Всероссийскую открытую олимпиаду по русскому языку для младших школьников. Очень интересную олимпиаду, очную, не тестового характера, с творческим заданием, с индивидуальным подходом к проверке. Сначала в рамках частной школы. Потом проект получил большой размах. В позапрошлом году финальный тур проходил в здании филфака МПГУ.  В связи с пандемией очное участие в прошлом году сорвалось и в этом году, похоже, тоже срывается. А так мы разрабатывали задания, проводили, проверяли, награждали книгами, фотографировали. Это был большой праздник для детей. Очень много талантливых ребят принимали участие в наших олимпиадах. Так что, наверное, тяга к работе с одаренными детьми сближает наш театральный проект и то, чем мы занимались до этого.

Мы очень любим путешествовать всей семьёй, в поездки всегда отправлялись с совсем маленькими детьми. Любим походы. До прошлого года несколько лет подряд ходили в водные походы большой компанией. На катамаранах с ребятами были на Энгозере, Ладожском озере. В походе мы обучали детей туристическому делу – вязать узлы, ставить палатки, разжигать костры. Хобби, на самом деле, много. Театр, живопись, архитектура, фотография...  Кроме спектаклей, мы делаем концерты из разрозненных танцевальных и музыкальных номеров. Охрана природы. Мы поддерживаем деятельность  Всемирного фонда дикой природы. Несколько раз в качестве сторонников фонда были в поездках по диким, нетронутым местам. После шумной премьеры особенно хочется уехать в такую поездку. У каждого ребенка есть и свои увлечения: Костя буквально одержим историей, очень много читает, неплохо рисует. Олег увлекается биологией, ходит в биологический кружок и планирует связать свою жизнь с медициной. Оба занимаются спортивными бальными танцами. Сева учится в музыкальной школе по классу фортепиано. Васе нравится кулинария, Даня - заядлый шахматист.


Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Что дает любительский театр участникам театрального процесса?

Каждому - свое, и этих аспектов очень много. Нашим подросткам в их непростом возрасте, особенно ярким, эмоциональным ребятам, таким как Костя, Варя Макушкина, даёт в первую очередь выплеск энергии. Для них это оказывается спасительной разрядкой.  Одарённые дети, они порой не знают, что делать со своей экспрессией,  талантом. Другим - помогает проявить себя в чем-то новом и раскрыть в себе неожиданные качества. Ребят тихих, робких, но внутренне тонких и глубоких театр проявляет, позволяет выйти наружу их внутреннему миру. Кому-то театр даёт возможность избавиться от страхов и стеснительности. Для взрослых, создающих спектакль за сценой, - это выход адреналина и возможность вернуться в детство. Для многих главное в театральном деле -  общение. Это стало особенно актуально в период пандемии. А здесь именно живое общение и коллектив. Вообще, коллектив в наше время - явление не такое частое, а коллектив на добровольных началах с едиными целями и задачами особенно притягателен. Меня и Дениса, как организаторов, это тоже привлекает, потому что мы вышли из того времени, когда коллективы еще были. Мы с мужем так и познакомились, на слётах комсомольского актива в последние годы существования этой организации. Кому-то театр позволяет проявить лидерские и организаторские качества, как нашему старшему сыну Даниле. Вообще, этот год очень порадовал, участие детей в театральном процессе стало очень горячим, активным и заинтересованным.

 "Труффальдино из Бергамо". Фото из личного архива Ольги и Дениса Долматовых

Какие у Вас дальнейшие планы? Есть ли у Вас планы насчет будущих постановок и следующего сезона?

Последние события в мире научили нас не строить далеко идущих конкретных планов. Но пока все члены труппы высказали своё желание продолжать наше общее дело. На  собрании решено после каникул восстановить "Труффальдино", 19 сентября запланирован показ в Москве, затем выезд на гастроли. С октября начнем готовить новую пьесу. Уже сейчас ищем ее, яркую, интересную, веселую и умную, с хорошим текстом, для 12 основных разновозрастных актеров: шести девочек и шести мальчиков. Непростая задачка!
 
Не думаете ли превратить Ваш домашний театр в частный театр, возможно, театральную студию? Или будете развиваться как некоммерческий проект?

Конечно, театр - дело затратное. Мы существуем за свой счёт и за счёт спонсорской помощи от наших зрителей. Но для меня ответственность - не пустой звук. Я не профессиональный режиссер и не могу брать денег с родителей актеров за свою работу. Так что пока будем некоммерческими. Мы ведь тоже получаем от этого удовольствие.


Читайте также:  интервью с актерами театра "Созвучие"
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть