"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 сентября 2022 12:34

Кротов, Моцарт и Сальери

Специально для "Ревизора.ru".

Фото предоставлены автором.
Фото предоставлены автором.

В Новосибирском областном театре кукол готовится премьера – режиссер Ролан Боннин ставит "Моцарта и Сальери". Спектакль – одновременно и размышления о природе творчества, и попытка понять, почему прекрасный музыкант и благородный, уважаемый человек – Сальери – ступил на темную сторону, выбрал путь зависти, цинизма, интриг, ненависти.

"Моцарт и Сальери" – одна из самых известных музыкальных историй, неудивительно, что музыке в этом спектакле уделено особое внимание. Звуковую ткань спектакля создает известный новосибирский композитор, дипломант премии "Золотая маска" Андрей Кротов.

Мы спросили его – каково быть соратником великих, и почему все-таки успешный, известный композитор Сальери мог отравить Моцарта.

Андрей Кротов. 
 
В этом спектакле изначально поставлена высокая планка, потому что здесь будет звучать музыка Моцарта и Сальери, без которой не обойтись. И моя авторская, которая должна быть в гармонии с сочинениями этих великих мастеров. Материал очень сложный. История мистическая, и моя музыка должна эту мистику подчеркивать.

Историки склоняются к мысли, что Моцарт был отравлен, но вот кем – загадка. Вы представляете, сколько было легенд вокруг этой истории? Не стоит забывать, что Вольфанг Амадей имел непростые отношения с масонской ложей, да и завистников у него хватало. Если же говорить о мистических цифрах – великий Бах, которого называли богом музыки, умер в 1850-м, 28 июля. Сальери родился 18 августа 1850 года. Вполне можно допустить, что Сальери при жизни мог ощущать себя его преемником, "богом-сыном". И если представить, что человек какое-то время думал, что он наместник великого Баха на этой планете, имел огромные амбиции, то как ему было пережить, что бог музыки – не он?.. Моцарт помешал ему быть тем, кем он мог бы быть. Конечно, это только моя гипотеза, которая рождается, когда погружаешься в материал, когда сопоставляешь числа. Еще одно мистическое совпадение: Моцарт умирает в 34 года, почти в возрасте Христа. А Сальери после смерти Моцарта прожил тоже 34 года.

Понятие "гений" – это ведь не только о таланте. Важно попасть в свое время. Родись Моцарт на тридцать лет позже, и первенство Сальери, возможно, никто бы не оспаривал. История такие примеры знает. Есть, например, такой композитор выдающийся Чарльз Айвз. Он родился в 1874 году, а умер в 1954. Писал такую музыку, которая могла бы затмить всю систему Шёнберга. Но он был юристом и музыку свою почти никому не показывал. Ноты сочинений нашли только после его смерти. История так распорядилась, что не он вышел на уровень гения, вся слава досталась другим композиторам. И Сальери вот не повезло…

Наш спектакль – о природе творчества. О музыке, пути к успеху и о том, чем за этот успех приходится платить. Работать с этим материалом очень интересно. Надеюсь, что интересно будет и зрителям.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть