Фото: из открытых источников
Джон Говард Карпентер – американский кинорежиссер с более чем сорокалетней карьерой. Большая часть картин Карпентера сняты в жанре хоррор и научная фантастика. Свой первый полнометражный фильм –" Темную звезду" Джон снял в 1974 году, когда ему было лишь 25 лет. Спустя четыре года он снимает "Хэллоуин" 1978 – картину, ставшую во многих смыслах культовой, и породившей вслед за собой целую сонму приквелов и ремейков. Важно понимать, что на момент выхода с бюджетом в 325 000 долларов фильм собрал в прокате более 47 миллионов, что делает его одним из самых коммерчески успешных фильмов в истории жанра хоррор.
Прямую нить мы протягиваем от "Хеллоуина" к "Психо" Хичкока. Именно этой картиной вдохновлялся Карпентер. Сам же он сумел внести в"Хеллоуин" такое множество оригинальных идей, приемов и сюжетных ходов, что впоследствии они стали неким клише в фильмах жанра. Одним из главных достижений Джона Карпентера считается формирование поджанра слэшер.
Джон Карпентер. Фото: из открытых источников
Слэшеры также называют фильмами отсчета тел, или фильмами мертвых подростков. Обязательным условием слэшера является наличие вполне конкретной антагонистической силы – маньяка или убийцы, неизменно преследующего группу людей, чаще подростков, и убивающего их одного за другим. Жертвы маньяка – юные герои, чаще всего оказываются симпатичными и весьма разносторонними. В такой группе неизменно находится "девочка для финала" - этот герой, чаще героиня, обычно оказывается в финале наедине с маньяком.
Важно сказать несколько слов и про антагониста. Обычно это герой с тяжелым детством, личной трагедией, часто психопат. В роли орудия убийства могут выступать самые разные предметы – от мачете до бензопилы. Часто в слэшерах присутствуют сексуальные сцены, что вновь отсылает нас к"сексу на экране" Альфреда Хичкока. Существует даже негласное правило – герои, занимающиеся сексом на экране, обязаны быть убиты. Именно поэтому"девочка для финала" чаще всего оказывается невинной героиней, избегающей выпивки и наркотиков. Впрочем, никакой "назидательной" подоплеки здесь нет. Слэшеры в принципы не пытаются никого учить. Их цель – медлительное и эффектное убийство героев, по одному или по двое, но всегда страшно, неожиданно и эффектно.
Джон Карпентер в молодости. Фото: из открытых источников
Но вернемся к Джону Карпентеру. Его "Хэллоуину" предшествует несколько более ранних картин, уже носящих на себе звание слэшера. Среди таких –"Техасская резня бензопилой" 1974 года,"У холмов есть глаза" 1977 года, а также"Черное рождество" 1974. Уже после выхода"Хеллоуина" следуют такие культовые слэшеры как"Пятница 13-го","Кошмар на улице Вязов","Крик" и прочие.
Говоря о связи между"Психо" и"Хэллоуином" нельзя не упомянуть роль в последнем Джейми Ли Кертис, дочь Джанет Ли, героини триллера Хичкока. Также и Дональд Плезенс играет в"Хеллоуионе" роль доктора Сэма Лумиса, названого так в честь персонажа из "Психо".
Фото: из открытых источников
После выхода"Хэллоуина" и некоторых других культовых слэшеров, о которых мы упоминали, этот поджанр ждет колоссальный успех. За создание слэшеров берутся все крупные голливудские киностудии –"Warner Brothers", "Universal", "Columbia" и "Paramaunt". На киномир того времени низвергается целый поток схожих друг на друга фильмов. Большинство из них выходит на кассетах AHS. Дело в том, что низкосортных фильмов в Европе и США начало появляться очень много, и в салоне проката фильм выбирался скорее по обложке, среди которых попадались и настоящие шедевры живописи, несмотря на содержание.
Фото: из открытых источников
Появление слэшеров от голливудских студий – это золотой век. Постепенно слэшеры начинают все больше выходить на кассетах, минуя крупный прокат, тем самым снижая свою стоимость и принося еще больше прибыли. В связи с этим падает и их качество. На экраны выходят бесконечные приквелы, ремейки и продолжения. Так, например, в период серебряного века слэшеров, у одного только "Хэллоуина" вышло семь сиквелов в трех разных временных линиях, один ремейк и приквел к нему. У "Пятницы 13-е" 1980-го года появилось десять приквелов, кроссовер с"Кошмаром на улице Вязов", ремейк и сиквел к нему. "Кошмар на улице Вязов" 1984 получил шесть сиквелов, телесериал, кроссовер с "Пятница 13-е" и один ремейк.
Фото: из открытых источников
Говоря о серебряном веке, своеобразном начале кризиса кинопроизводства, мы не может не отметить свежесть оригинальных фильмов-слэшеров. Каждый из них – будь то "Хэллоуион","Техасская резня…" или "Кошмар на улице Вязов" обладал некой магнетической притягательностью и в момент выхода вызывал шок и ужас у зрителей кинотеатров. Лишь последующее самокопирование и бесконечное высасывание темы привело к истощению и обмелению таких картин. Впоследствии большинство слэшеров стали основаны лишь на сексуальных героях, постоянных сценах секса и детальных извращенных убийствах. Это уже"бронзовый век" слэшеров.
Фото: из открытых источников
"Бронзовым веком" это время названо потому, что среди слэшеров практически не было ни единой оригинальной премьеры. В 1995 году выходит "Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса". Фильм проваливается в прокате. "Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар" 1994 - еще один провал. В 1996 на экраны выходит"Крик", позиционирующий не как слэшер, а как"новый триллер". Герои этой картины оказываются на порядок умнее и сообразительнее всех предыдущих и могут противостоять убийце. Вот вам нотка свежести, и как итог – фильм собирает огромную кассу, становясь одним из самых успешных слэшер-хорроров. Уильямсон, режиссер"Крика", выпускает"Я знаю, что вы сделали прошлым летом" 1997. В том же году выходит "Крик 2". В 2000-м –"Крик 3", все еще успешный фильм. Жанр продолжил спад, когда вышли неудачные в финансовом плане слэшеры"День святого Валентина" (2001) и"Джейсон X" (2002), а также критически воспринятый"Хэллоуин: Воскрешение" (2002), который стал не воскрешением, а скорее последним гвоздем в гробу слэшеров. Так заканчивается бронзовый век слэшеров и начинается"эпоха ремейков", которая длится вплоть до 2013 года.
Фото: из открытых источников
В следующей статье мы поговорим о si-fi хоррорах и о том, как"Чужой" Ридли Скотта повлиял на"Нечто" Джона Карпентера; о том, почему ремейки бывает плохими и хорошими, а также узнаем, что такое"трилогия Апокалипсиса".