50? Вы серьёзно?
12 июня 2025
"Асисяй" немного повзрослел
12 июня 2025
Рабыня Изаура и "Чингачгук – Большой змей" в жюри фестиваля "Евразия – Кинофест"
12 июня 2025
Трудно быть девочкой
12 июня 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 января 2024 13:00

Внимая ужасам войны. "Воздух" Алексея Германа-младшего.

Специально для "Ревизора.ru".

Автор: Ревизор.ru
Кадры со съемочной площадки фильма "Воздух". Фото: РГ
Кадры со съемочной площадки фильма "Воздух". Фото: РГ

"Воздух" Алексея Германа (сценарий режиссера и Елены Лебедевой), операторы-постановщики – Наталья Макарова, Константин Постников, Юлия Галочкина) – это огромный военный кинороман, визуально насыщенный, дорогой и эффектный. При этом не свободный от множества недостатков, в том числе и связанных с творческой индивидуальностью самого постановщика, и с концептуальным "зиянием".

Безусловно, открытием для многих зрителей двух с половиной часового фильма стал  его "сложный", "фестивальный" киноязык. Кавычки тут вот зачем: режиссер Герман просто говорит со зрителем на языке нормального, без зауми, авторского кино, не считая публику дураками и не впадая в нарочито примитивный идиотизм. Этого сегодня достаточно, чтобы многим фильм показался усложненным, "не для всех".  Повторим: перед нами просто кино, а не усеченный сериал, к чему, увы, мы успели привыкнуть. Особенно в конъюнктурой  военно-патриотической тематике нынешних отечественных киношников. При просмотре "Воздуха" вспоминается  последний фильм Скорсезе – тоже вещь, построенная по образцам "старого", "классического" кино, а не кинокомикса. (При всей разнице талантов и темпераментов авторов).

Кстати, о западном кино – видны отсылки к современным военным фильмам, причем таким, каким надо, например "Дюнкерку" К. Нолана и "1917" С. Мэндеса. Но главная особенность вот в  чем: Герман демонстрирует нам образцы своего режиссерского стиля (вспомним " Бумажного солдата" или "Под электрическими облаками"), при этом, однако, и  обращается к опыту советского военного кино. Вполне плодотворный подход! Тут, конечно, прямое продолжение семейных традиций. Помимо интонаций Германа-старшего (все эти взгляды героев в сторону, необязательные, полуоборванные реплики и т.п.), мы встречаем аллюзии, например, на "Торпедоносцев" Семена Арановича, поставленных по сценарию Светланы Кармалиты (как известно, матери режиссера). Но и не только. Кажется, актеры у Германа играют не только своих персонажей, но и советских актеров. Вот, кажется, Болтнев. А вот Олялин... (На него похож Сергей Безруков, сумевший здесь вырваться из своего амплуа красавчика а-ля Рюсс).. Интересный прием!



Вообще, конечно, перед нами режиссёрский фильм, но актеров хочется отметить хотя бы за самоотверженную работу. Условия съемок были приближены к боевым!  Думаю, им было нелегко. Но справились – и сыгравшая главную роль Анастасия Талызина, и Елена Лядова, и Кристина Лапшина, и другие. Более того, большинству из тех, кто был известен по сериалам, удалось избавиться от своего штампованного образа. Как известно, для того к киномастерам всегда звезды и шли.

Нельзя не отметить также прекрасную, то есть эффектную и реалистичную постановку многочисленных воздушных боёв.  Что интересно, помимо использования компьютерных технологий, задействовали и настоящие самолеты. Режиссер говорит: "Когда самолет летит, он чуть-чуть колеблется в воздухе. Существует турбулентность, что‑то еще. Пилот иногда неправильно входит в маневр. Именно поэтому у нас военные летчики сначала пролетали на Як-52, а потом кадр в кадр мы на их место ставили графику". Кроме того, актерам (а по специфике сюжета – в основном актрисам) приходилось сидеть в настоящих кабинах, и огонь горел вблизи них самый настоящий! Это вполне заметно. Само собой, авиафанаты отмечают ошибки там и тут; это как всегда, этим вполне можно пренебречь.

Теперь о том, что не получилось. Во-первых, проблемы с самим рассказом. Визуальное победило повествовательное напрочь. Цельной истории о том, как юные девчонки становятся супер-летчицами не вышло. Не получились и характеры героинь. Всё какие-то этюды и обрывки. Вызывает вопросы и линия главной героини – и идет она как-то неровно, и обрывается недостаточно мотивированно. Совершенно справедливо говорилось о тех же недостатках предыдущих фильмов режиссеров. Но есть разница: то ли индивидуальные сомнения и страдания, так свойственные героям что "Довлатова", что  "Бумажного солдата", то ли жизнь на войне… За отдельными судьбами совершено не видно общего – народного движения, Великой войны и победы. А это уже – к концепции.

Увы, не случайно на одном из порталов фильм был назван "антивоенным". А можно ли такое определение применить, скажем, к  великой ленте "Летят журавли"? Абсурд. Герои советского кино знали, за что гибнут. Вряд ли однозначно это можно отнести к героям Германа. Мы видим много ужасов, трупы, унылые, свинцовые мерзости военного быта, страдающих девчонок, мертвых детей... Но вопрос: а во имя чего все это? Ответа не получаем. Здесь ничего такого нет (ну, есть некоторое количество разговоров обо всем таком, о Родине, например; может даже лучше, чтобы и их не было). Режиссер, похоже, не знает ответа и сам.



А может,  он, что ещё хуже, ибо неразумнее, решил в очередной  раз "абличить" (как говаривал Достоевский) войну. И это крайне плохо для фильма, который, чтобы быть значительным произведением, должен иметь не только глубину кадра (с этим все ОК), но и глубину мысли.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

50? Вы серьёзно?
"Асисяй" немного повзрослел
Рабыня Изаура и "Чингачгук – Большой змей" в жюри фестиваля "Евразия – Кинофест"
Поддержите выпуск юбилейного печатного номера "Ревизор.ru"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть