Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
21 января 2025
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
21 января 2025
Иван Жданов между строк
21 января 2025
Президентский фонд культурных инициатив продолжает прием заявок на грантовый конкурс
21 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Всадник Апокалипсиса во льдах: почему "Нечто" Джона Карпентера стало культовым?

Рассказываем о создании "идеальной твари", о "хорошем" ремейке 2011 года, и том, почему "Нечто" – это фильм про конец света

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Джон Карпентер оказался режиссером, чья деятельность повлияла не только на появление слэшеров. В 1982 году он снимает картину, известную каждому любителю ужасов – "Нечто". Этот фильм с одной стороны стал прорывом для режиссера, с другой – тяжелым ударом по карьере. Как бы то ни было, "Нечто" Джона Карпентера – это фильм, заслуженно названный культовым.

История про "идеальную тварь" зародилась еще в далеком 1938 году, когда Джон Кэмпбелл написал рассказ "Кто идет?". Это короткая повесть про группу полярных исследователей, обнаруживших в полярных льдах космический корабль и вмерзшего в него пилота. Инопланетный организм, доставленный на исследовательскую станцию, оказался не только живым, но и способным копировать образ любого существа.

Первая экранизация "Кто идет?" появилась в 1951 году. Назывался фильм "Нечто из иного мира", режиссером выступил Ховард Хоукс. У этой экранизации был один серьезный просчет – создатели лишили инопланетное существо его главной способности – принимать форму живых существ. В результате герои фильма сталкиваются с монстром, подобным растению, а еще внешне сильно напоминающее чудовище Франкенштейна. Тем не менее, картина успешна, но что еще важнее – это одна из первых в мире кинолент, в которой инопланетяне прибывают на Землю с враждебными намерениями. Собственно, "Нечто из мира иного", принося в хорроры элемент фантастического, стимулирует развитие поджанра monster-movie. Первый такой фильм - "Зверь с глубины 20000 морских саженей", выходит в 1953 году. Основным героем в фильме фигурирует гигантский монстр, оживший после ядерного взрыва и напавший на Нью-Йорк. "Зверь…" стал предтечей фильмов про Годзиллу, первый из которых вышел в 1954 году, и породил вслед за собой колоссальное множество ремейков и огромную базу фанатов.

Актёрский состав фильма "Нечто". Фото: из открытых источников

Но вернемся к "Нечто". Коммерческий успех "Хэллоуина" позволил Джону Карпентеру занять режиссерское кресло в столь рискованном проекте, каким считался фантастический хоррор. Важно помнить, что три года назад в мировом прокате прогремел "Чужой" Ридли Скотта – картина ранее невиданного качества, поистине страшная. Высокий коммерческий успех "Чужого" открыл дорогу si-fi хоррорам и научно-фантастическим фильмам. В результате сам Ридли Скотт снимает киберпанковского "Бегущего по лезвию", а Джон Карпентер приступает к работе над "Нечто".

Кандидатов для написания сценария фильма оказалось непросто найти. Первыми претендентами были Тоуб Хупер и Ким Хенкел, создатели "Техасской резни бензопилой". Они написали несколько вариантов сценария, среди которых совсем "фантастичные": например, в одном из сценариев действие "Нечто" целиком разворачивалось под водой. Студию чрезвычайно мучили лавры "Чужого", в результате от "Нечто" ожидали чего-то подобного – жуткого, темного и инопланетного. Сценарием занялся Билл Ланкастер, писал он его совместно с Джоном Карпентером. Многие культовые моменты фильма, например, игра в шахматы в начале или тот самый, "неизвестный" финал, были заслугой работы в дуэте. В процессе работы над сценарием было создано множество набросков "нечто"; большинство из них мы можем видеть в финальной версии фильма.


Фото: из открытых источников

Джон Карпентер участвовал также и в формировании каста фильма. Большинство приглашенных актеров на тот момент были малоизвестными – это было необходимо для придания картине реалистичности. Один только Курт Рассел – "ковбой-пилот" и главный герой – был приглашен лично Карпентером. В "Нечто" 1982 нет ни единого женского персонажа, кроме, пожалуй, голоса компьютера, с которым Мак-Риди играет в шахматы. Компьютер озвучила жена Карпентера Эдриенн Барбо.

В противовес пришельцу из "Нечто из иного мира", Карпентер хотел сделать свое "нечто" отличным от любой из известных форм, которые принимают монстры в хоррорах. Концепция была такова: "нечто" - это существо, по сути, без собственного облика. Оно способно принять форму любого живого организма, и проходит при этом через жуткие метаморфозы. Окончательной разработкой образа "нечто" занимался Роб Боттин – специалист по гриму и спецэффектам. Он решил максимально отдалить образ "нечто" от ксеноморфа Ридли Скотта. И это ему прекрасно удалось. "Мы прошлись по всему сценарию с Майком Плугом, - рассказывает Боттин, – потом повесили все сцены на стену и показали Карпентеру. На что он сказал мне: "Роб, иди до конца, сделай самое безумное из возможного – ты абсолютно свободен". И он поддерживал меня все время работы над фильмом. Мы просто воплощали самые безумные идеи".


Фото: из открытых источников

Сьемки фильма проходили в Британской Колумбии, в Канаде. Основные съемки длились около трех недель. Работа над спецэффектами к картине длилась 57 недель. Учувствовали в ней около сорока дизайнеров, художников, скульпторов и операторов. Вот те люди, что заставили "нечто" двигаться и вселять ужас почти 40 лет назад. Спецэффекты, задуманные к фильму, были чрезвычайно амбициозными и сложными. Никто ранее не делал ничего подобного. В своей работе Роб Боттин применял все известные и доступные на тот момент средства: гидравлику, пневматику, радиоуправляемые модели, технику обратной съемки. Для "тела" и прочих частей монстра использовались такие материалы, как желатин, резина, оргстекло и даже лубрикант.

Но оставим вопрос о создании, и перейдем к вопросу куда более важному – что такого особенного есть в "Нечто", что сделало его культовым на все последующие годы и породило множество пародий и подражаний? В первую очередь, "Нечто" – это фильм вовсе не про жуткую тварь, а про обреченность всего человечества. Это первый из "трилогии Апокалипсиса" фильм Карпентера. Самое страшное в этом фильме – невозможность его положительного исхода. "Нечто", вмерзшее во льду, но живое, не способно погибнуть от руки человека; рано или поздно наступит момент, когда создание выберется наружу, и все человечество постигнет страшная метаморфоза. Тема предопределения привлекала Карпентера на протяжении многих лет. Два его последующих фильма из "трилогии Апокалипсиса" – "Князь тьмы" (1987) и "В пасти безумия" (1994) поднимают ту же тему: зло вечно, оно дремлет – во льдах ли или в старых храмах – но рано или поздно человечество с ним столкнется, и тогда…

Фото: из открытых источников


В 2011 году на свет появляется "Нечто" от режиссера Маттиса ван Хейникена. Это тот случай, когда картина одновременно выступает как приквел, и как ремейк. Сделана она с большой любовью к оригиналу: здесь нет кощунства, как во множестве "пародий" того же "Кошмара на улице Вязов", лишь мягкое и трепетное переиначивание сцен оригинала; в то же время картина рассказывает события, произошедшие перед событиями оригинального фильма. На смену "ковбою-пилоту" Курту Расселу на экранах появляется Мэри Элизабет Уинстэд, наследница ридлискоттовской Рипли; на смену медлительному желатиновому "нечто" – тварь быстрая и стремительная, хоть и созданная с помощью компьютерной графики, но реалистичная и внушающая ужас. "Нечто" 2011 года – это пример "хорошего" ремейка, не высасывающего из успешного оригинала все соки, выступая в качестве наследника и продолжателя. Каждому любителю хорроров стоит посмотреть обе картины – в каждой он найдет что-то свое. Но едино одно: обе работы мастерски раскрывают грани ужаса – ледяного, таинственного, неизведанного – того ужаса, что так долго скрывался вне человеческих глаз.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
Иван Жданов между строк

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть