Вскоре между музеями был заключен договор о сотрудничестве, подписанный директором Витебского музея Татьяной Старинской и генеральным директором ГМТ Сергеем Архангеловым. Сотрудничество продолжилось выставкой "Война 1812 года в “Войне и мире” Л.Н. Толстого", открывшейся в марте в здании Ратуши ВОКМ. И вот – очередной виток в музейных отношениях!
С 11 по 13 июля в музее-усадьбе И.Е. Репина "Здравнёво" пройдет выставка "Усадебная культура в творчестве Л.Н. Толстого и И.Е. Репина". Куратор выставки, научный сотрудник ГМТ Елизавета Алексеева рассказала об уникальных экспонатах, которые предоставил для экспозиции музей Толстого, об актуальности выставки и международной деятельности музея.
Музей-усадьба И.Е. Репина "Здравнёво". Фото: Пресс-служба ГМТ.
Какие еще иностранные музеи - постоянные партнеры ГМТ?
Среди постоянных иностранных музеев-партнеров последних лет можно назвать Государственный музей истории белорусской литературы в Минске. С 2021 по 2023 года было организовано три совместных выставки, в том числе выставка "Толстой и Беларусь", рассказывающая о связях писателя с белорусами и его влиянии на белорусскую литературу ХХ века.
Кроме того, часто выставки из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого экспонируются в Русских домах по всему миру. Например, в прошлом году посетители увидели выставки про Толстого в Русском доме на Кубе (Гавана), в Люксембурге и Монголии (г. Улан-Батор).
Можно сказать, что музей ведет активную международную деятельность?
Лев Толстой – писатель мирового масштаба, его произведения знают, читают и экранизируют во многих странах, поэтому выставки про Толстого везде востребованы. Выставки за границей проходят несколько раз в год. Постоянный партнер ГМТ "Центр кинофестивалей и международных программ" часто организовывает международные культурные проекты, в которых принимает участие наш музей. Так, в этом году, в рамках проекта "Русский язык как культурный код и язык межнационального общения" прошли выставки ГМТ в Таджикистане, Азербайджане и Узбекистане.
На выставке "Усадебная культура в творчестве Л.Н. Толстого и И.Е. Репина" в Белоруссии будет продемонстрировано порядка 90 экспонатов. Какие самые интересные из них?
Среди экспонатов, предоставленных Государственным музеем Л.Н. Толстого, – фотографии, рукописи, документы и изобразительные работы, рассказывающие об усадебной жизни Льва Толстого и Ильи Репина. В рукописных фондах ГМТ хранятся письма Ильи Репина из Здравнёво к старшей дочери Толстого Татьяне и литератору А.В. Жиркевичу. В этих корреспонденциях Репин делится впечатлениями о покупке дома под Витебском и рассказывает об обустройстве усадьбы. Новоиспеченный помещик с головой уходит в хозяйство, забывая даже о художественной работе. По свидетельству Жиркевича, в 1892 г. "за лето он всего только начал два портрета дочерей".
Наиболее яркие экспонаты выставки – воспроизведения двух живописных работ И.Е. Репина: автопортрет 1894 года и портрет Л.Н. Толстого в кресле 1909 года.
Куратор выставки, научный сотрудник ГМТ Елизавета Алексеева. Фото: Пресс-служба ГМТ.
Почему было принято решение объединить двух авторов на одной экспозиции? Что общего и в чем отличия в их видении, в их отношении к усадебной жизни?
Решение объединить двух авторов на одной экспозиции было принято, поскольку существует ряд экспонатов, раскрывающих тему усадебной жизни как Толстого, так и Репина. Художник был свидетелем и участником усадебной жизни Толстого, он несколько раз гостил у писателя в Ясной Поляне. Лучшие портреты Толстого работы Репина написаны или начаты именно в любимой усадьбе Толстого. Самые светлые воспоминания остались у художника от пребывания в Ясной Поляне: "Я жил в такой родной семье и чувствовал такую преданность к окружавшим меня дорогим существам… Всякий момент был глубоко интересен – как может быть только у Толстых". В год покупки собственного имения под Витебском, в 1892 году, он не мог вырваться в Ясную Поляну, о чем сетовал старшей дочери писателя Татьяне Львовне. Связанные со Здравнёво документы из фондов ГМТ также связывают Репина и Толстого.
В художественных работах Репина и в литературе Толстого мы видим отражение усадебной жизни второй половины XIX – начала ХХ века. Думаю, общим можно назвать реализм в их "усадебных" произведениях. Толстой прожил долгую жизнь, поэтому застал крепостное право, трансформацию и закат усадебной жизни. Эти изменения отражены в повести "Детство", романах "Война и мир" и "Анна Каренина". Сцены охоты, балов, игры на музыкальных инструментах, описания крестьянской жизни ярко иллюстрируют усадебный быт. Репин в Здравнёво создал целую серию работ: "Осенний букет", "Охотник", "Восход солнца на Двине", "Косцы в поле", "Барышня в деревне" и многие другие.
Кроме того, и Толстой, и Репин усердно занимались благоустройством хозяйства в своих имениях. В Здравнёво Репин сажает деревья в липовой аллее, при нем укрепляется берег Двины, возводятся хозяйственные постройки, а главный усадебный дом перестраивается по рисункам художника. Толстой тоже стремился наладить хозяйственный быт в Ясной Поляне. По мере увеличения семьи, писатель делает ряд пристроек к дому, появляется большая терраса. Одним из увлечений Толстого было пчеловодство. Т.А. Кузминская, сестра Софьи Андреевны (жены писателя), писала в воспоминаниях: "Но не одними пчелами увлекался Лев Николаевич. Его увлечения были самые разнообразные. То он сажал капусту в огромном количестве, то разводил японских свиней <…> В это же лето он насадил яблочный сад, сажал кофе – цикорий. Посадка еловых лесов очень занимала его".
Что касается отличий, можно выделить тот факт, что Ясная Поляна – это родовое имение Волконских, Толстой получил его в 1847 году в ходе раздела имущества между братьями и сестрой (Акт о разделе будет представлен на выставке), а Репин покупал свои усадьбы сам. Большую часть жизни писатель провел именно в Ясной Поляне, для него это было очень важным, знаковым местом. Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". Репин же купил имение в Здравнёво в 1892 году, а в 1899 году усадьбу "Пенаты" в местечке Куоккала, где прошли последние 30 лет жизни художника. Усадьбы Репина не были связаны с родовой памятью предков.
Насколько важно и актуально проведение выставки сейчас, когда культура усадебной жизни уже почти забыта?
Актуальность выставки заключается в том, что усадеб, усадебных построек, парков, прудов становится все меньше и меньше. Следы усадебной культуры, достигшей своего расцвета к середине XIX века, стирались в пореформенное время, а затем уничтожались в неспокойные годы ХХ века. Выставка в музее-усадьбе И.Е. Репина "Здравнёво" поднимает тему сохранения усадебного наследия, которое является непосредственной частью русской культуры.