"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Петр Первый. Личность и культура.

К 350-летию со дня рождения первого российского императора.

Автор: Ревизор.ru
Иллюстрации Ф. Константинова к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Фото предоставлены Рязанским художественным музеем.
Иллюстрации Ф. Константинова к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Фото предоставлены Рязанским художественным музеем.

9 июня 2022 года в 16:00 в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка живописи, графики и религиозного искусства из фондов музея. Выставка продолжит работу с 9 июня по 7 августа 2022 года.

Выставка посвящена масштабным изменениям русского изобразительного искусства, произошедшим в ходе реформ Петра Великого, рассказали в музее. Развитие светского начала, внимание к личности и ее социальной значимости, стремление охватить реальный мир и отразить его в произведениях искусства берет свое начало во времени правления отца первого русского императора, Алексея Михайловича, однако полнокровным и поистине необратимым этот процесс становится в ходе реформ Петра Первого.

Камерная экспозиция предлагает зрителю увидеть процесс становления новой русской культуры, точкой отсчёта которой становится личность и ее роль в общественной жизни и истории страны. Живым воплощением этого сложного процесса, его краеугольным камнем становится образ самого Петра Великого. Представленные на выставке экспонаты прямо или опосредованно раскрывают образ первого русского императора, его отражение в культурном сознании и влияние на русское искусство от начала 18-го до 20-го века.

Центральной темой экспозиции остается персона – или "парсуна" - в самом широком смысле. Новое время нуждается в новых идеалах, процесс конструирования которых во многом отражен в становлении портретного искусства этого периода. Изобразительный язык существенно меняется, но художественный метод русского религиозного искусства, основанный на столкновении реального и идеального, по прежнему остается актуальным. Сопоставление классического официального портрета императора и прижизненного слепка его лица, созданного Этьеном Фальконе, образцов парсунного письма и портретной графики первой половины 18 века в экспозиции выставки призвано продемонстрировать процесс создания образа героя Нового времени.

Вместе с тем, синодальная реформа Петра Первого инициирует изменения иконописного языка и религиозной культуры страны в целом. В ходе этого процесса углубляется противостояние между старообрядческой и "никонианской" традицией, начавшееся еще в период Раскола. Таким образом, 18-й век оставляет русской религиозной культуре два вектора развития, творческий импульс которых отражается в последующих веках. Представленная на выставке синодальная икона, с ее стремлением к актуализации сакрального образа, со всей полнотой раскрывает  эстетические идеалы Нового времени, в то время как образцы старообрядческой иконы и медной пластики демонстрируют упорную жизнеспособность традиционного языка древнерусского искусства и, вместе с тем, его дальнейшую эволюцию в условиях синодального периода. Часть экспозиции, посвященную старообрядческой культуре, завершает лубок. История интерпретации его сюжета во многом иллюстрирует значимость образа Петра Великого в истории русской культуры.



В эпоху петровских реформ особенно востребованным видом изобразительного искусства становится печатная графика. Импульс ее развития на протяжении двух веков порождал различные формы художественного высказывания. Представленные на выставке графические листы – от гравюр мастеров 18 века до советской печатной графики – воплощают образ Петра Великого, созвучный эпохе. Серия гравюр Ф.Д. Константинова "Полтава" и "Медный всадник" становятся символическим итогом формирования исторической персоны Петра Великого в культурном пространстве России.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть