"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Человек, на котором сконцентрировалось событие

Беседа с режиссёром-постановщиком оперы "Игрок" в Уральской государственной консерватории.

Павле Иванович Коблик. Фото предоставлено автором интервью.
Павле Иванович Коблик. Фото предоставлено автором интервью.

Читатели "Ревизора.ру" уже знают о предстоящей премьере оперы Прокофьева "Игрок" в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Есть все основания полагать, что это будет чрезвычайно яркое событие культуры, причём, не только масштаба Екатеринбурга, но и всероссийского масштаба. Как минимум, по двум причинам.

Во-первых, эта опера Прокофьева в Советском Союзе и в России ставилась считанное количество раз. А во-вторых, многие выпускники Уральской консерватории стали исполнителями, если так можно выразиться, федерального масштаба,  и репутация этого учебного заведения такова, что можно не сомневаться, что и нынешние студенты со временем приобретут известность и вот эта постановка будет у них в творческом портфолио на одной из самых первых и самых видных страниц.
 
Учитывая как ближайшие, так и отдалённые результаты этой постановки, я хотел бы познакомить читателей "Ревизора" со взглядом на это событие тех, кто непосредственно к нему причастен, тех, кто его, собственно, и создавал.
 
Наш сегодняшний собеседник – профессор, заведующий кафедрой музыкального театра, художественный руководитель оперной студии Уральской консерватории и режиссёр-постановщик оперы "Игрок" Прокофьева на сцене оперной студии УГК Павел Иванович Коблик, "исключительно талантливый и очень пассионарный человек, профессионал и режиссёр", как сказал о нём ректор консерватории В. Д. Шкарупа.
 
Благодаря ему в Екатеринбурге впервые были поставлены такие оперы как "Джанни Скикки" Пуччини, "Дидона и Эней" Пёрселла, "Умница" Карла Орфа, "Соловей" и "Мавра" И. Стравинского, опера молодого композитора Е. Кармазина "Белые ночи", в Хабаровском краевом музыкальном театре им были поставлены "Любовный напиток" Г. Доницетти и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини и т.д.
 
Я хотел бы поделиться с читателями тем, что рассказал Павел Иванович о постановке "Игрока", работа над которой сейчас интенсивно идёт в оперной студии УГК.
 
Это была, скорее, беседа, чем интервью в его классическом виде, поэтому я поделил текст на смысловые блоки, благодаря чему, общее впечатление будет более полным.
 
 О финансировании.
 
"…Это колоссальная несправедливость, порой очень серьёзные гранты идут федеральным оперным театрам. Сотни миллионов рублей. Это замечательно, это правильно, но почему же никто не думает там наверху о том, что существует корневая система? Вот вы заботитесь о кроне, о листиках, а ведь было бы правильно вспомнить о том, откуда всё это растёт – о тех вузах, которые воспитывают профессиональных певцов.

Мне не стыдно за своих ребят, я знаю, что они смогут найти место в любом театре, они готовы профессионально, но я не убеждён, что так происходит везде. Потому что таких оперных студий, как у нас, скорее всего нет. Точнее, их очень мало. Я это говорю не потому, что бахвалюсь, а потому что это печально.
 
Да, у нас есть, пусть маленький, но профессиональный театр, да, у нас нет постоянного репертуара, это очень сложно, но, по крайней мере, мы готовим какое-то заметное, сильное название, получаем за него какие-то премии, лауреатские звания.
 
В высшей степени полезно, когда студенты имеют возможность работатьв одном спектакле наравне с профессионалами, они очень многое берут, они многому учатся у них. И, заканчивая консерваторию, они уже максимально подготовлены к работе.
 
У консерватории нет средств на постановки, и в этом плане нас выручают гранты, за что мы безмерно благодарны Свердловской области, губернатору, который нас очень серьёзно поддерживает, и мы стараемся, соответственно, держать эту планку и надеемся на продолжение этого общения".
 
Оперная студия и образовательный процесс.
 
"Оперная студия даёт возможность полноценно выпускаться не только солистам, но и дирижёрам. Мы стараемся давать им такую возможность. Мы договариваемся на уровне заведующих кафедрами, чтобы совпали учебные планы и государственные экзамены, и тогда тот или иной студент, выпускающийся в дирижёры, ходит на репетиции – естественно, спектакль ведёт профессиональный дирижёр, работающий на кафедре, но он у него вроде как ассистент – а потом работает со студентами вокалистами и на государственном экзамене уже дирижирует отдельным актом оперы.
 
В девяностые годы, как правило, эти студии либо полностью распались, либо у них не было возможности для полноценной работы. Какое-то время, почти десять лет, у нас её не было.

Пришёл ректор, который восстановил прежнее положение оперной студии, и я, честно говоря, не уверен, что где-то ещё в стране нашей есть вот такая оперная студия со своим штатным оркестром, с пусть даже небольшими, но всё-таки штатными ставками".
 
Об опере "Игрок".
 
"Эту оперу раньше ставили только в столичных театрах – в Большом и Мариинском. В Большом была постановка Бориса Александровича Покровского. Кстати, в начале следующего года отмечается юбилей со дня рождения Покровского, и к нам обратилось руководство Большого театра, они хотят отметить этот юбилей - сто десять лет со дня рождения -  концертом, пригласить представителей молодого поколения из различных консерваторий, из оперных студий и показать какие-то сцены, отрывки из опер. И я, естественно, предложил "Игрока", поскольку эта работа вообще считается знаковой в режиссёрском творчестве Покровского. И вот где-то в двадцатых числах января мы там будем и покажем последнюю картину из оперы "Игрок".
 
Так вот, мы не первый раз прикасаемся к современной музыке. Мы ставили оперы Стравинского – у нас в один вечер шли "Мавра" и Соловей". У нас был очень непростой спектакль "Белые ночи" современного композитора Е. Кармазина. Так что мы не боимся сложного материала".
 
Об исполнителях.
 
"Видимо, всё так совпало, потому что я сейчас задаюсь вопросом что бы мы делали, получив право на грант, на возможность поставить это произведение, если бы у нас не было тех ребят-исполнителей, с которыми вы общались вчера [накануне я беседовал с исполнителями главных партий в опере Марией Анчуговой (Полина) и Карленом Манукяном (Алексей)].

Я прихожу к выводу, что вынужден был бы отказаться от этого гранта, потому что в городе просто нет других исполнителей. Получается как-то так, что и Маркиз (Владимир Фомин), и Генерал (Гарри Агаджанян), и Бланш (Анастасия Медведева)…

И Заслуженная артистка, лауреат премии "Золотая маска", исполнительница роли Бабуленьки Надежда Юрьевна Бабинцева…

Это всё как-то совпало,не то, что это было специально, но как-то само всё получилось.

Это всё выпускники Уральской консерватории разных лет".
 
Маленькая зарисовка о постановке.
 
"…тем более, что, как я уже сказал, на протяжении всего спектакля эти персонажи, сидящие вот тут практически в зале, будут время от времени реагировать на происходящее, всякий раз, когда заходит речь о рулетке, о деньгах, они будут, естественно, просыпаться. И каким-то образом действовать – вставать, ходить, садиться… Это персонажи, которые застряли в этом Рулеттенбурге, они будут отличаться от всех остальных действующих лиц тем, что их одежда уже достаточно выцвела. Они как живые, но они уже как мумии. Как мошки, попавшие в паутину, из которых паук уже вытянул все соки, поэтому они какие-то бледные, все потрескавшиеся, вот такие ирреальные фантасмагорические, такие изображения этих персонажей, и несмотря на всю свою разность, они все этим объединены, их костюмы, их поведение, логика их существования. У них и пластика у всех одинаковая, поэтому это такой один коллективный образ…".
 
Конечно же, формат статьи вынуждает изложить лишь часть большой и очень интересной беседы, в которой была и гордость за своих студентов и выпускников, восторг от невероятно интересной работы, уважение перед коллегами, которые вместе заняты в этом интереснейшей проекте, уверенность в результате и надежда на то, чтов нынешние сложные времена ничто не помешает премьере 26 и 28 декабря.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть