фото : Сергей Кондрашев пресс служба радио Орфей
Современная музыка слушателю гораздо ближе, так как она более точно передаёт нерв времени, жизненный темп и эмоции. Согласитесь ли вы с таким утверждением?
Пожалуй, не соглашусь. Для меня современная музыка – это только та музыка, которая была написана сравнительно недавно. Но она совершенно необязательно отражает современность. Она может быть написана на исторический сюжет и рассказывать, например, о событиях далёкого прошлого. Совсем другое дело – музыкальный язык, которым написано новое сочинение.
Почему в репертуаре симфонических оркестров сегодня так мало музыки современных авторов? В чем риск включения их произведений в концертные программы?
Отсюда начинаются глубинные вопросы и проблемы нашей концертной деятельности в России. И эти проблемы очень давние, идущие ещё из СССР. Риск включения произведений современных авторов (а мы говорим исключительно о классической музыке, а не о популярной музыке) в концертные программы в том, что на такой концерт не будут проданы билеты, и организатор мероприятия (филармонии, независимые продюсеры) получит убытки, а исполнитель будет играть в полупустом зале. Практически любая концертная деятельность в наше время – это деятельность коммерческая, за исключением той, которая целевым образом субсидируется государством.
А почему, на ваш взгляд, зритель так вяло реагирует на появление новых имён и новой музыки в концертных программах?
Этот вопрос вытекает из предыдущего и связан с тем, что у нас за многие предыдущие десятилетия не сформирован, и вообще отсутствует такая культурная прослойка как слушатель современной классической музыки. К сожалению, даже слушатель оперы является уже практически несуществующим классом, хотя раньше ситуация с оперой была другая.
Можно ли в принципе привлечь внимание слушателя к новой незнакомой музыке?
Конечно, возможно! В первую очередь по федеральным телеканалам нужно рассказывать, рекламировать и пропагандировать не только большие мероприятия популярной музыки с известными всем исполнителями, но и рассказывать о новой музыке, о тех авторах, которые живут и пишут сегодня. А этого практически не происходит в медийном пространстве России, за исключением тех СМИ, которые занимаются культурой. Откуда же обычные люди узнают о существовании такой музыки и таких авторов вообще?! Должно быть внимание со стороны государства к этому направлению развития культуры. И оно было ещё несколько десятилетий назад во времена существования большой страны. А с молодым поколением нужно вести диалог уже не с телеэкранов, а посредством сети интернет.
В советское время «бремя» записи современной музыки несли коллективы Гостелерадио СССР. Не пора ли государству возродить эту традицию?
Сегодня государство уделяет культуре огромное внимание. Классическое искусство без внимания государства, без субсидий на развитие, без рекламы обречено. Какое-то время без подобной поддержки могут выжить только хорошо известные «бренды»: это музыкальные организации, коллективы, театры со столетней историей, о которых и так регулярно слышно в медиапространстве. А вот новая современная классическая музыка в нашей стране нуждается в ещё большем внимании, особенно в регионах.
Что касается возрождения традиций Гостелерадио и звукозаписи… Лучшим подарком от государства нашей национальной музыкальной культуре было бы в первую очередь возрождение старых и строительство новых звукозаписывающих студий. Сегодня в Москве, например, функционируют скромные остатки того студийного фонда, который был построен ещё в 30-е годы прошлого века и один более новый комплекс для записи музыки к кинофильмам. Но происходит это функционирование исключительно на коммерческой основе. Если бы новая звукозаписывающая студия появилась в стране, то, конечно, в этой студии должен размещаться оркестр, основной деятельностью которого является звукозапись, а не коммерческая концертная деятельность. Во всём мире такие оркестры носят названия «оркестр Радио» или «оркестр Радио и Телевидения». Главная миссия такой организации – развитие классической музыкальной национальной культуры.
Напомним, III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с телерадиоцентром «Орфей», Министерством культуры Российской Федерации, Союзом композиторов России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер – Русское музыкальное общество.