"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вадим Людвиковский. Трагическая судьба советского джазмена.

Специально для "Ревизора.ru".

Вадим Людвиковский. Фото: kino-teatr.ru.
Вадим Людвиковский. Фото: kino-teatr.ru.

Вадим Людвиковский обрел известность как один из наиболее новаторских бенд-лидеров Советского Союза и как дирижер легендарного оркестра Гостелерадио. Его аранжировки звучали в "Бриллиантовой руке", фильме "Иван Васильевич меняет профессию", первых сериях мультфильма "Ну, погоди!"… Людвиковский был одним из популяризаторов свинга и оркестрового джаза в СССР.

Вадим Николаевич Людвиковский родился 23 апреля 1925 года в Курске. Его семья была связана с музыкой, например, отец был руководителем военного оркестра — в этом же ансамбле уже в восьмилетнем возрасте Вадим Людвиковский будет играть на гобое. Судя по всему, талант Вадима проявился еще с раннего детства, так как еще раньше, в четырехлетнем возрасте он начал играть на рояле, а по достижении пяти лет начал сочинять и собственную музыку. Свои таланты и способности юный музыкант применял на танцевальных мероприятиях в школе.

В 1941 году Вадим Людвиковский успешно окончил Курское музыкальное училище и после окончания войны даже продолжил своё образование в Ленинградской консерватории, изучая композицию и фортепиано у профессора Пушкова. Во время Великой Отечественной войны же Людвиковский был призван на военную службу, где служил кларнетистом в военном духовом оркестре — какое-то время он выступал с ансамблем Минского военного округа, для которого он написал первые аранжировки. Затем он руководит оркестром Белорусского военного округа, где встречается с Эдди Рознером — известным аранжировщиком, композитором и дирижером, который очень сильно повлиял на развитие джаза в СССР. Под его руководством Людвиковский впоследствии будет приглашен в Госджаз БССР в качестве пианиста и аранжировщика. Это недолгое сотрудничество очень сильно повлияло на становление Людвиковского как артиста: за время работы при Рознере Людвиковский по-настоящему утвердил себя как композитор.

Однако в 1946 году, в связи с проведением компании по критике джаза в СССР, Эдди Рознера арестовывают на 10 лет при попытке пересечь границу, и оркестр Госджаза Белорусской республики распускают.

В 1947 году Людвиковский был приглашен в Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Утесова. В этом коллективе Людвиковский проработал 10 лет в качестве дирижера, пианиста, аранжировщика и музыкального руководителя. Людвиковский провел эксперименты, чтобы модернизировать звучание оркестра, и добился двух значимых премьер для того времени: инструментальной джазовой программы для первого московского варьете в 1955 году в гостинице "Советская" и исполнения Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шоу — американского джазмена.

Вот что про работу с Людвиковским рассказывал А. М. Котлярский – известный тенор-саксофонист Утёсова: "Технически он [Людвиковский] был великолепно оснащён — ноты (партитуру) он заполнял со скоростью написания письма. Вадим писал даже в вагоне поезда, ему не нужен был рояль, ему не нужны были "творческие условия". Надо — пишет за час-полтора прямо партии для большого состава оркестра. Вспоминаю, как мы вместе жили в номере гостиницы и он сел расчерчивать партитурные листы, собираясь оркестровать "Танец с саблями" Арама Хачатуряна. В это время по радиотрансляции Шульженко запела популярную тогда "Голубку". К тому моменту, когда она кончила петь, Вадим закончил партитурный лист (две страницы!) этого знаменитого произведения Хачатуряна".

Вадим Людвиковский. Фото: avatars.dzeninfra.ru.

В 1949 году оркестр Утесова популяризировал парафраз на молдавскую песню "Ляна" в джазовой обработке Людвиковского, а в 1953 году была создана "Юбилейная фантазия", посвященная 25-летию оркестра, в которой использовались темы из предвоенных и военных лет. И много-много других работ было сделано во время работы с Утёсовым: От всего сердца", "И в шутку, и всерьез", "Серебряная свадьба"… В середине 1950-х годов Людвиковский предложил записать программы отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого известных композиторов, среди которых были Гарри Гольди, Николай Щукин, Ружен Сикоре и многие другие музыканты с разных частей света. В 1958 году вышел фильм "Весёлые звезды", музыкальным редактором и дирижёром которого был именно Вадим Людвиковский. Данный фильм является новой звуковой редакцией фильма "Весёлые ребята", который был первым в СССР комедийным музыкальным фильмом.



Однако при всей, казалось бы, сплоченности коллектива известно, что Утесов и Людвиковский часто не сходились во взглядах: экспериментальная музыка Вадима Николаевича часто не нравилась руководителю. В какой-то момент Утёсов даже покинул оркестр из-за того, что новые музыканты всё чаще поддерживали именно Людвиковского и его видение. Однако позже Утёсов всё же вернул себе оркестр и даже изначально не хотел увольнять Людвиковского. Однако последний сам дал повод к увольнению: согласно одному из источников, Людвиковский вышел пьяным на сцену в 1958 году на концерте в Тбилиси.

В 1966 году Гостелерадио СССР предложило Вадиму Людвиковскому, музыканту и композитору, создать собственный оркестр. Людвиковский собрал ансамбль из уже известных джазовых солистов – в оркестре играли саксофонисты Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов и многие другие джаз-музыканты. Оркестр получил название "Концертный эстрадный оркестр", и он крайне успешно развивался – записывал произведения джазовых композиторов, выступал на джаз-фестивалях в Москве (1966-1967), Праге (1967), Варшаве ("Jazz Jamboree-68"), выступал в концертном зале им. Чайковского совместно с Большим симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского, записывал музыку для известных советских фильмов, например, для "Джентльменов удачи" и "Украли старого Тоомаса".

 
 
 
Однако, несмотря на успехи, в том же году произошло неожиданное – оркестр Вадима Людвиковского был расформирован. Причина заключалась в национальных напряжениях – в оркестре работали шестеро музыкантов еврейской национальности, что, в связи с тогдашними сложностями в отношениях между СССР и Израилем, вызвало недовольство руководства Гостелерадио, а именно председателя Сергея Лапина. Советский эстрадный певец Вадим Мулерман вспоминал: "Поздравляя коллектив Гостелерадио с новым, 1971 годом, он заявил: "Обойдемся в Новом году без мулерманов, мондрусов и александровичей", то есть без евреев. <...> Людвиковского упрекали в том, что в его эстрадном оркестре много евреев. Он не обратил на это внимания. Тогда быстро нашелся "компромат". Выйдя под хмельком из Дома композиторов, Людвиковский позволил себе непростительную вольность – помочиться за Центральным телеграфом. Рядом тут же появилась милиция, оформили протокол. Этого оказалось достаточно, чтобы снять замечательного музыканта с работы. По этому поводу он грустно пошутил: "Сколько раз здесь писали Ильф и Петров – все сходило им с рук...".

За музыкантов оркестра даже пытался заступиться автор "Катюши" Матвей Блантер, который сказал лично Лапину: "Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает". Лапин же ответил на это: "Вот поэтому они нам и не нужны". 

Вадим Людвиковский в зрелые годы. Фото: i.discogs.com.

На руинах оркестра Людвиковского возник ансамбль "Мелодия", ведомый Гараняном и Чижиком. Кто-то из музыкантов ушел в оркестр Силантьева. Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра был вынужден заняться исключительно композиторской деятельностью, фактически исчезнув из новостной повестки. В декабре 1995 года джазмена нашли замерзшим на одной из московских улиц. Однако память о Людвиковском живет: как минимум в Курске — на его родине — открыли памятник музыканту, а Курский джаз-оркестр гордо носит имя Вадима Николаевича.  

Ранее неизвестные произведения автора, открытые в рамках проекта "Неизвестные имена российского джаза", фондом ФИРКОН и радио "Орфей", можно послушать в видеоверсии уникального концерта в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова по ссылкеДля любителей джаза фондом ФИРКОН и радио "Орфей" создана новая джазовая интернет-радиостанция, которая доступна для слушателей по адресу: https://jazzclassic.ru . Проект реализован фондом ФИРКОН при поддержке ПФКИ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть