"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Роман Карманов: "Мы ждем новые заявки от творческих и креативных команд страны"

Специально для "Ревизора.ru".

Автор: Ревизор.ru
Роман Карманов. Фото предоставлено Пресс-службой Президентского фонда культурных инициатив, фотограф Антон Уханов.
Роман Карманов. Фото предоставлено Пресс-службой Президентского фонда культурных инициатив, фотограф Антон Уханов.

В рамках спецпроекта "Ревизора.ru" "Президентский фонд культурных инициатив: новости и проекты" публикуем интервью с генеральным директором учрежденного Владимиром Путиным Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Роман Владимирович занимает эту должность с 7 июня 2021 года. В интервью освещены уже достигнутые Фондом успехи, а также ближайшие перспективы его деятельности и наиболее интересные продолжающиеся проекты.

Роман, первый вопрос: когда пройдет следующий конкурс ПФКИ и сколько средств на него выделено?

В 2022 году пройдет два конкурса, общий их бюджет — 8 миллиардов рублей. Соответственно, в каждом конкурсе Фонд распределит по 4 миллиарда на поддержку самых значимых и ярких творческих проектов. В конце марта мы озвучим имена победителей первого конкурса, прием заявок на него проходил с 1 ноября прошлого года по 20 января текущего. И в это же время узнаем точные даты старта приема заявок на новый конкурс, второй конкурс 2022 года. Он пройдет в весенне-летний период.
 
Какие направления охватывает конкурс? Есть ли среди них особенно востребованные?

Заявки, которые принимаются на грантовый конкурс, должны соответствовать одному или нескольким тематическим направлениям. Всего их у нас восемь — "Нация созидателей", "Культурный код", "Великое русское слово", "Я горжусь", "Молодые лидеры", "Многонациональный народ", "История страны / Вехи", "Место силы". В первой "волне" было правило: авторам проектов нужно было указать одно направление, но, проанализировав проекты, мы поняли, что многие из них находятся "на стыке" нескольких направлений. Пошли навстречу нашим заявителям, со второго конкурса они могут указать несколько направлений, наиболее точно отражающих суть проекта. Наиболее востребованными пока что, по итогам двух заявочных кампаний, оказываются направления "Культурный код", "Место силы", "Молодые лидеры" и "Многонациональный народ".


Премия Russian Creative Awards 2021. Фото предоставлено организаторами проекта. 
 
Расскажите, пожалуйста, о критериях оценки, какие являются самыми важными? 

Критериев оценки 10, и среди них нет ни одного неважного.  Там все то, что нужно для проекта, нельзя что-то просто взять и исключить: актуальность, творческая концепция, логика проекта, реалистичность реализации, партнерская поддержка, бюджет и др. Разговаривая с заявителями и грантополучателями, я часто слышу от них, что многие команды, именно начав прописывать проект для гранта, увидели его по-новому: сделали дорожную карту, внесли корректировки, пересмотрели направления, расставили акценты, задумались о партнерах и, что важно, впервые просчитали и поняли, сколько действительно им нужно средств на реализацию проекта и какие ресурсы партнеров можно привлечь. С такими знаниями, даже если не получается с первого раза выиграть грант, команда уже абсолютно точно сделала несколько десятков шагов вперед в осмыслении своей инициативы.

В каждом своем выступлении я обращаю внимание авторов на то, что в положении о конкурсе есть таблица с "весом" критериев для проектов разной категории по стоимости. Где-то, например, в самых маленьких проектах, до 500 тысяч рублей, очень важна партнерская поддержка, тогда эксперты будут уверены в том, что даже с небольшими средствами при помощи партнеров автор проекта и его команда смогут реализовать задуманное. Руководителю проекта нужно понимать и просчитывать, как проект может быть оценен выше, в какой категории гранта по его стоимости. Есть примеры, когда заявители ставят 502-505 тысяч рублей в заявке, и если бы они сократили смету буквально на 5-7 тысяч, они бы могли получить грант, а конкуренции в следующей категории они не выдерживают, не добирают баллы. Нужно быть немного стратегом и здраво оценивать вес каждого критерия оценки, понимать, где сильные и слабые стороны заявки.

Выставка-байопик "Виктор Цой. Путь героя". Фото предоставлено организаторами проекта. 
 
Может ли создатель проекта "оценить" сам себя и понять, стоит ли бороться за грант, или у него мало шансов? 

В любом случае я советую пробовать. В процессе заполнения заявки творческие команды понимают, чего недостает их проекту. Где-то это исследование и изучение аудитории или рынка, где-то необходимость заручиться надежными партнерами, иногда люди задумываются о расширении круга мероприятий, целевой аудитории или географии. В любом случае, это полезно. Как бы банально ни звучало, приступая к проекту, стоит начать с изучения документов. На сайте есть положение о конкурсе, методички для написания проекта и составления сметы и даже методичка для экспертов, в которой описано, на что они будут обращать внимание при оценке проектов. Прочитайте, проанализуйте, поймите, как расставить акценты, чего не достает вашему проекту и где нужно внести корректировки. Очень важно обратить внимание еще на один документ, очень простой и важный — чек-лист по самопроверке заявки, мы специально разработали этот документ и там по пунктам расписано то, что необходимо проверить в вашей заявке. Если команды хотят подавать проект на следующий грантовый конкурс, который у нас пройдет в весенне-летний период, читать документы можно начинать уже сейчас. Тогда хватит времени на то, чтобы доработать свой проект, в последний день "с нуля" написать его не получится. Информация точная, проверено нашими заявителями.

V Арктический международный кинофестиваль "Золотой ворон". Фото предоставлено организаторами проекта. 
 
Есть ли какие-то обучающие семинары, помогающие правильно составить и оценить заявку?

При разработке образовательного блока мы пошли по пути записи подкастов. Сейчас для заявителей есть серия коротких аудиозаписей, каждый эпизод — от 8 до 16 минут, и в них вся суть по каждому критерию. Мы постарались доступно и просто рассказать о том, в чем бывает сложно разобраться новичкам в проектной деятельности. Такая же серия готовится для победителей, сейчас уже выпущено четыре подкаста — какие первые шаги сделать после того, как вы увидели свое имя в списке победителей, как заключить договор с Фондом, завести спецсчет, выпустили подкаст про информационное сопровождение проекта, эпизоды еще записываются. Делаем и несколько подкастов для тех, кто в этот раз не получит грант, "не доберет" баллы. Расскажем еще раз, на что обратить внимание, как доработать проект, чтобы подавать его снова на следующую "волну" конкурса. Она "не за горами".

Конечно, мы проводим и обучающие вебинары для наших заявителей. Некоторые из них есть в доступе на нашем канале RuTube, много встреч мы проводим с профессиональными сообществами. К примеру, у нас получилась достаточно эффективная коммуникация с заявителями во время осеннего вебинара — проводили его перед стартом второго конкурса. Он целиком построен на ответах на наиболее популярные вопросы от заявителей — мы собрали от них запросы, получили за сутки свыше 1000 заполненных бланков опроса, систематизировали их, постарались доступно ответить на вопросы. Некоторые мы выводили в эфир из тех, что были заданы во время просмотра. По частным вопросам мы связывались с их авторами и давали пояснения. Вебинар тогда просмотрело свыше 20000 тысяч человек, единовременно нас смотрело от 6 до 8 тысяч людей со всей страны. Кстати, во время анализа вопросов от заявителей мы увидели просьбу о сурдопереводе эфира, и, конечно, организовали его.

Опера A La Russe. Фото предоставлено организаторами проекта. 

Можно ли привести статистику, говорящую о соотношении поданных и удовлетворенных заявок во втором конкурсе?

Пока что мы можем говорить только о результатах первого конкурса — 12460 заявок и 1460 победителей. Грант получила каждая восьмая проектная команда, конкурс как в некоторые вузы. У нас достаточно высокие проходные баллы, но формируются они на основе количества поданных проектов и средних показателей по итогам оценки независимых экспертов. Система формирует эти средние баллы сама под каждую категорию грантов: до 500 тысяч, от 500 тысяч до 3 миллионов, от 3 до 10 миллионов и все, что свыше 10 миллионов. Итоги второго конкурса мы узнаем в последних числах марта, сами ждем их с нетерпением.


Национальный фестиваль и премия "Музыкальное сердце театра". Фото предоставлено организаторами.
 
Есть ли среди поддержанных фондом заявок проекты средств массовой информации? Поддерживаются ли в принципе такие проекты?

Есть, причем и так называемый "классический формат", и проекты "новых медиа", конкурсы и премии, междисциплинарные проекты, стоящие "на стыке" направлений. Примеры первых — выпуск первого номера журнала "Россия. Журнал о настоящем" (Новосибирская область), "Говорит и показывает Мстиславль. Первое сельское народное телевидение" (Владимирская область), Цикл радиопрограмм "Шедевры России" (Москва), медиапроект "В мире учёных" (Воронежская область), журнал о современной художественной керамике и стекле (Новгородская область). По новым медиа и блогерству, к примеру, у нас есть проект из Смоленска, поданный от газеты: они на постоянной основе делают подкасты про Смоленщину; буквально на днях подведены итоги проекта "Культурный блогер" из Ульяновска; от Томска победил проект "MediaMakerFest: фестиваль созидателей креативного контента в новых медиа". Есть конкурсы, гордимся прошедшей национальной премией интернет-контента, она проходила впервые, есть проект "Молодые медиалидеры России". Поддержаны интересные проекты от федеральных СМИ: победил проект от "Комсомольской правды" "Алые паруса", это конкурс для молодых авторов, и проект РИА Новости по созданию исторической реконструкции в виртуальной реальности: "Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна", с нетерпением ждем результат, проект запущен, сейчас в стадии реализации.

Мы ждем креативные инициативы от СМИ, медиапроекты. К тому же, как минимум, информационное сопровождение и надежные партнеры в лице редакций у авторов точно есть, это уже плюс в конкурентной борьбе за грант.

Выставка "Право на правду". Фото предоставлено организаторами проекта. 
 
Примеры успешно реализованных с помощью ПФКИ проектов?

Поддержано 1640 проектов, пока что полностью завершено не так много, но и среди них уже можно отметить яркие и крупные. Мы, безусловно, гордимся проектом ArtMasters — это всероссийский конкурс, открывающий возможности для профессионалов бекстейдж профессий; на Чукотке прошел V Арктический международный кинофестиваль "Золотой ворон"; в Новосибирске осенью прошел Национальный фестиваль и премия "Музыкальное сердце театра"; проведена премия Russian Creative Awards 2021, она призвана выявить наиболее успешные практики, разработанные в креативном секторе нашей страны. Не завершились, еще идут такие проекты, как "Школьная классика", в рамках которой в декабре был поставлен первый в России иммерсивный детский музыкальный спектакль, актерами выступили 84 ребенка из разных городов страны, в свои юные годы они на одной сцене стояли с известными музыкантами и артистами. В Санкт-Петербурге проходит проект "Опера A LaRusse", совместно с артистами Мариинского театра ансамбль "БИС-КВИТ" исполняет шедевры мировой классики в авторских аранжировках с народными инструментами; в Сочи идут постановки шести опер, это проект "Оперная классика". В Омске проходит выставка "Право на правду", она создана к 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок, и вошла в десятку лучших по оценке проекта АРТгид. Не могу не сказать про "Выставку-байопик Виктор Цой. Путь героя", советую всем ее посетить в московском "Манеже". В Третьяковке проходит выставка современного дизайна, в Цирке Никулина при нашей поддержке сейчас идет цирковая программа, посвященная 100-летию Юрия Никулина. Есть конкурсы для дизайнеров, много театральных проектов, идет набор на первую оркестровую премию. Все проекты — победители и поданные нам заявки — есть на сайте в открытом доступе, все максимально прозрачно.


Проект Цирка Никулина. Фото предоставлено организаторами. 

Мы ждем новые заявки от творческих и креативных команд страны, готовить их можно начинать уже сейчас, в помощь — образовательные ресурсы и документы, примеры уже реализующихся проектов, участвуйте в вебинарах, подписывайтесь на соцсети, чтобы ничего не пропустить. Присоединяйтесь к тем, кто уже сегодня запускает культурную волну в своих регионах при поддержке президентских грантов на проекты в сфере культуры, творчества, искусства и креатива.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Афоризмы великих русских писателей на исконно русском носителе – берёсте
Роман Карманов: "Мы ждем новые заявки от творческих и креативных команд страны"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть