"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Надо научить человека думать и правильно выбирать"

С Алексеем Казаковым, актером, режиссером и художественным руководителем театра "Откровение", "Ревизор.ru" поговорил о проблемах воспитания, национальной идее и культурных ценностях

Автор: Ани Багян
"Надо научить человека думать и правильно выбирать"
"Надо научить человека думать и правильно выбирать"

Алексай Викторович, Вы пробовали себя и в роли актера, и в роли режиссера, а на данный момент являетесь художественным руководителем театра "Откровение". Расскажите о вашем творческом пути.

Так сложилась судьба, потому что специально выстроить себе такую творческую дорожку невозможно. Будучи актёром и работая в театре, я получил предложение поставить пьесу. Ну кто же откажется от дополнительной творческой работы? Не оставляя актёрскую профессию, я ступил на режиссёрский путь. А дальше, опять же волей судьбы, я стал художественным руководителем театра "Откровение". Моё преимущество как режиссёра в том, что я знаю актёрскую профессию изнутри. Это всегда помогает найти общий язык с исполнителями ролей в моих постановках.

Как добиться того, чтобы замысел спектакля был ясен каждому зрителю?

Замысел, в союзном мышлении с автором, для начала надо сформулировать, затем донести его до актёров и потом уже пытаться реализовать через репетиции. Для всего этого актёры, режиссёры, драматурги – все, кто принимает участие в рождении спектакля, должны быть широко образованными людьми. Успех начинается с нас самих, а не с того, чтобы придумать то, что должно поразить публику. А дальше, понимая хотя бы на 99% то, что мы делаем и для чего, мы начнем создавать спектакль, способный вовлечь зрителя в сценическое действие. Надо вглядываться в себя, в прошлое, погружаться в него, утонуть в нем, научиться в этом «плавать», мыслить, чувствовать, глубоко пропустить через себя придуманное великими для того, чтобы найти способ создать этот придуманный мир пьесы. Понимание и верное ощущение материала режиссёром и актёрами обязательно перенесётся в сознание зрителя. А в момент ясного понимания происходящего на сцене, зритель начнет и эмоционально откликаться на спектакль.

Как Вы считаете, какие культурные ценности мы передадим следующему поколению?

Чтобы что-то передать, надо это создать. А то, что создаётся сегодня, назвать культурными ценностями можно не всегда. Коммерция поедает всё лучшее, что могло бы возникнуть и что мы могли бы передать. Пока в историю культуры и искусства из сегодняшнего дня вписать нечего. Все мы, кто сегодня занимается искусством – мы же все чему-то учились и нас учили. Нам передавали опыт предыдущих поколений, ценности, которые была накоплены веками, людьми, намного нас талантливее и образованнее. Давайте не будем сами себя обманывать и льстить самим себе. Мы так нерадиво и высокомерно используем культурные сокровища нашей цивилизации, что нужно не о культурных ценностях, которые передадим мы, думать, а о том, что еще можно успеть сделать, чтобы изменить ситуацию в пользу будущего. Моё субъективное мнение – наше время и поколение не оставит ничего нового и бесценного, но не всё так безнадежно. Смысл поколения все же есть. Нам всем нужно понять, что суть нашей жизни в искусстве должна свестись к тому, чтобы сохранить в первозданном виде накопленные сокровища и найти способ передать их следующему поколению. Культуре не надо разобщаться, культуре надо соединиться в стремлении сохранить и передать, только тогда после нас будет создано что-то новое и уникальное. И те, кто придут после нас, будут нам благодарны. Разве этого мало?

Затронем более серьезную проблему. Нуждается ли нынешнее общество в национальной идее и можно ли связать понятие «национальной идеи» с одиночеством в обществе?

Сначала нам дали свободу. Но это было похоже на то, как птицы учат летать птенцов, когда выталкивают их из гнезда и оперившийся птенец, повинуясь инстинктам, взмахивает первый раз крылом и начинается полёт. Мы же, не имея ни перьев, ни инстинктов, были лишены твердой почвы под ногами и стали свободно падать вниз. А нам вслед кричали, что рынок сам все подскажет и организует. И смешно, и трагично. Не все упали на камни и разбились. Кто остался жив, тот ошалевший от пережитого смело побежал, куда глаза глядят. Мы расточили всё, что нам досталось по наследству. И разочаровавшись, задумались: а как жить дальше? Нам всем надо вернуться домой. И если эту дорогу не может найти сам человек, то почему бы государству не выступить с идеей, куда идти. «Национальная идея» – это то, что может явиться неким ковчегом, на котором спасемся все мы. Если в наших головах даже не соединяются эти два слова «национальная идея», то мы не сдвигаемся с мертвой точки. Можно не соглашаться и спорить, но это значит, что мы уже начали думать и это уже прогресс. Национальную идею навязать нельзя, общество её не примет, а уж в России-то тем более. Генетический патриотизм – он заложен в нас, просто это понятие немного забытое, истёртое. Мы не умеем думать на эту тему, потому что раньше все решали за нас. Сейчас же нас приучили к свободе, но в глубине души мы понимаем, что  национальная идея нужна, нужно объединяться, нужно отойти от этого одиночества в обществе, в которое мы сами себя загнали.

Я с вами согласна. Отойдём от темы национальной идеи и перейдем к литературе. Какую литературу вы предпочитаете?

Если общими словами, предпочитаю ту литературу, которая заставляет переосмыслить самого себя, заставляет усомниться в правильности убеждений. Это может быть и Достоевский, и Маркес, и современные писатели – неважно. Главное, чтобы это была литература, которая "пробивает" и ставит под сомнение твоё сегодняшнее мировоззрение, а значит, толкает вперед.

Я не случайно задала этот вопрос. Мы говорим о воспитании, о передаче ценностей, о культуре и искусстве. На какой литературе стоит воспитывать молодежь?

Воспитывать, то есть взять том побольше, бежать за кем-то и бить его по хребту будет малоэффективно. Но объяснить, что современный разговорный русский язык произошёл от Пушкина, стоит. Лишь бы возник этот первый толчок и позыв, чтобы человек подумал: «Кто этот Пушкин? А что он написал-то?». Если в итоге дойдет до того, что он прочитает пару глав «Евгения Онегина», пусть даже его заставят, в нем зашевелится генетическая память, а дальше процесс сам пойдет. Надо научить человека думать и правильно выбирать. Не навязывать, что Пушкин хорошо, а Сорокин плохо, что Пелевина читать нельзя, а Достоевского нужно – задача не в этом, а в том, чтобы показать, в чём отличие одного от другого, что они могут дать человеку. В этом и есть свобода выбора, только надо научить человека выбирать.  

Вы принимали участие в съемках «Доктора Живаго». Наряду с русской версией существует и иностранная, что привело к спору между критиками и зрителями – удалось или нет иностранцам донести русскую историю. Как вы считаете, зарубежным режиссёрам и актёрам удается передать русский дух, стиль и прочувствовать его?

Недавно вышла экранизация по Льву Толстому «Война и мир». Мы видим, сколько сил было потрачено, сколько денег вложено в этот проект, как старались костюмеры, художники, но всё равно русский человек увидит некие расхождения в воссоздании жизни и нравов России 19-го века. Хотя картина снята с пиететом и попыткой глубокого проникновения в русскую культуру, она действительно достойная, но, если мы поставим в один ряд с ним фильм С. Бондарчука, мы всё равно будем гордиться нашим фильмом. Что касается «Доктора Живаго», там ведь тоже были подтянуты мощнейшие силы. В съёмках принимали участие выдающиеся артисты, и честь и хвала им за то, что они попытались глубоко осмыслить нашу историческую трагедию и в принципе чуждое их менталитету произведение, потому что ни один американец не пережил того, что пережил русский в эти годы. Но главное во всём этом то, что все эти попытки экранизировать историю друг друга способны сблизить нас, способны дать возможность услышать друг друга, принять нашу непохожесть. И как итог, возможно чудо нашего общего спасения ради будущего.

СПРАВКА

Алексей Викторович Казаков – актёр и режиссёр; с 1990 г - актёр Государственного академического Центрального театра кукол п. р. С. В. Образцова в 1995 году окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (курс Ю. М. Соломина) . С 1995 по 1997 г. г. работал актером и режиссёром в Вильнюсском Русском драматическом театре. 1997-2000г. г.- режиссёр- ассистент на телеканале "Культура". С 2000 по 2008 г. г. - актёр и режиссер Московского театра музыки и драмы под руководством Стаса Намина. Поставил спектакли "Пять писем" по пьесе М. Ю. Барщевского, "Балаганчик" по А. А. Блоку. В 2007 г. "Пять писем" участвовали в Тбилисском международном театральном фестивале " GlFT". В сентябре 2008 г. Алексей Казаков был назначен художественным руководителем театра " Откровение". Здесь он осуществил постановки спектаклей " Женитьба" Н. В. Гоголя, " Гроза" А.Н. Островского, "Чайка" А. Чехова, "Король- олень" К.Гоции, " Виват,Синьора!" по пьесе К. Гольдони "Трактирщица", "Романтики" Э. Ростана, " Золушка" Ё. Шварца ," Дорогая Памела" Дж. Патрика, а также драматическую композицию "Солдат Василий" по поэме " Василий Теркин" А. Т. Твардовского .

Спектакль "Гроза" стал участником X юбилейного фестиваля "Островский в Доме Островского", организованного Малым театром, и получил Диплом фестиваля "За возрождение лучших традиций русского драматического искусства".

За последние два года в театре "Откровение" им были выпущены спектакли «Не бойся быть счастливым» по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат», «На дне» по пьесе А. М. Горького, «Снегурочка» по пьесе А. Н. Островского в ГНТМИ.

2015 г. А.Казаков окончил магистратуру ВТУ им. М. С. Щепкина. С 2016 года является художественным руководителем " Творческой мастерской" Казаковтеатр".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть