Самые красивые мечети Казани
25 января 2022
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого
25 января 2022
Как Высоцкий звучит на языках народов мира
25 января 2022
Резиденция "Академия Звука" объявила open call для начинающих музыкантов
24 января 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 сентября 2021 16:53

Спектакль "Мультики" на Фестивале молодой режиссуры "Артмиграция"

В театре "На Страстном" показали спектакль по роману Михаила Елизарова

Фото: Инна Афанасьева
Фото: Инна Афанасьева

16 сентября в Театральном центре "На Страстном" был показан спектакль "Мультики" режиссёра Георгия Суркова. Спектакль по одноимённому роману современного писателя Михаила Елизарова отправляет зрителей в лихие 90-е, где жестокие и потерянные дети делили всех на своих и чужих. Происходящее на сцене разделило на два лагеря и зрительный зал. После спектакля состоялась жаркая дискуссия.

С 13 по 19 сентября в Москве прошёл IX Всероссийский фестиваль молодой режиссуры "Артмиграция", в котором могли принять участие только режиссёры со спектаклями, поставленными за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Этот фестиваль показал, что и в других городах театр может быть экспериментальным, вызывающим, смелым. Так, спектакль "Мультики" по роману Михаила Елизарова, поставленный в "Первом театре" в Новосибирске, буквально поразил зрителей театра "На Страстном". Кого-то в плохом, кого-то в хорошем смысле.

Представьте всё, чего так боится увидеть среднестатистический зритель, собираясь в театр: грубость, неприкрытый секс, жестокость, криминал, отрубленные конечности… Всё это не может не пугать неподготовленного зрителя. Однако "Мультики" далеки от "чернушных" спектаклей, в которых "жесть" творится ради "жести". Многие вещи показаны довольно схематично, некоторые – даже с юмором. Но без этого никуда, ведь для многих 90-е – это страшное время. И в это страшное время росли и формировались дети.


Фото: Инна Афанасьева

Собственно, "Мультики" - это спектакль не про 90-е. Просто люди почувствовали вседозволенность и проявили то, что сидело в них очень глубоко. Хотя почему "в них". В нас! Ведь это спектакль про каждого, даже про тех, кто не застал то время. Разве старшеклассники и сегодня не думают о половой жизни и алкоголе? Разве и сегодня родители в своей заботе не душат ребёнка? А главное – разве и сегодня мы не делим людей на своих и чужих? И как мы поступаем с чужими? Да, многие понимают, что приставать на улице, бить или издеваться – это аморально, но "других" продолжают не любить, хотя и молча, про себя. Но как только представится возможность, человек с удовольствием уничтожит непохожего на него, пусть даже психологически, пусть даже одним презрительным взглядом.

Ещё одно, что делало "Мультики" непохожими на другие вариации на тему 90-х, - это постепенно нарастающий сюрреализм. Во второй части спектакля происходящее на сцене всё больше походило на фильм по Стивену Кингу: психологизм, подсознание, травмы детства, клоуны. У главного героя обнаружили эпилепсию, и что из происходящего правда, а что нет стало сложно различать. Как ни странно, зрители, высидевшие сцены секса и дебошей, в это время решили уйти со спектакля.

Окончилось всё неожиданно. Актёры все вместе просто вышли на сцену, стёрли грим, и каждый просто рассказал о дальнейшей судьбе своего персонажа. Такой финал как будто вернул напряжённых зрителей в реальный мир, словно говоря, что всё хорошо и это всего лишь спектакль.

После спектакля состоялось обсуждение, на котором высказывались диаметрально противоположные мнения: кому-то не хватило насилия, кому-то было слишком затянуто, кто-то просто ничего не понял. Но были те, для кого этот спектакль вошёл в число любимых. Помимо эстетики 90-х, которая и в 2021 году нашла своих почитателей, этот спектакль можно просто полюбить за исполнение. Подбор музыки, костюмов, грима, реквизита, а также пластика и игра актёров сделали "Мультики" просто эстетически красивой театральной постановкой.

Фото: Инна Афанасьева
 
Режиссёр спектакля Георгий Сурков родился в 1990 году в Риге (Латвия). В 2013 году окончил Латвийскую академию культуры по специальности "Режиссура драматического театра", в 2012-м стажировался в Высшей театральной школе им. Людвика Сольского (мастерская Кристиана Люпы) (Краков, Польша). В 2016 году окончил магистратуру Школы-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко (специальность "Режиссура театра", мастерская Виктора Рыжакова).

Режиссер уже известен столичной публике по работам в "Современнике" и "На Таганке". Кроме того, его постановки идут в театрах Новосибирском "Первом театре" и театре "Глобус", Тюменском БДТ, а также в Латвии. Лауреат Национальной латвийской премии "SPĒLMAŅUNAKTS", "НОЧЬ ЛИЦЕДЕЕВ". Лауреат Премии JCI TOYP. Мы задали ему несколько вопросов о спектакле.


Георгий Сурков. Фото: delfi.lt

 
Георгий, как Вам кажется, почему эстетика 90-х так сейчас популярна среди молодёжи?
 
Это сложный вопрос.

Возможно, это связано с тем, что сегодня всё доступно, но нет единого стиля. Только эклектика. Парадоксально, но, может быть, 90-е - это последнее цельное эстетическое направление со своими правилами, законами и родовыми чертами. Мы можем с легкостью сказать, что было в моде в 90-е, 80-е…. Но спустя 20 лет абсолютно точно не сможем объяснить, что было в моде в 2020-х. Все размыто, можно выбрать для себя что угодно. Любую одежду, любой пол; выбор фильмов не ограничивается наличием кассет в видеосалонах…. Но я точно знаю, что когда у меня был кассетный, а позже CD плеер, я гораздо больше слушал музыку, чем сейчас. Это регулярность, эти ограничения бывают очень полезными. Ты ценишь то, что имеешь. Такая простая мысль.

Я думаю, что страсть к 90-м -- это в каком-то смысле искусственное восполнение отсутствующих ориентиров.

Фото: Инна Афанасьева 

Есть ли разница, как приняла спектакль публика в Новосибирске и в Москве?

На показе в Москве было много участников фестиваля из регионов. Я не почувствовал разницы. Но было замечательное и очень бурное обсуждение.
 
После обсуждения спектакля со зрителями хотели бы Вы что-то поменять в спектакле, доработать его?

Конечно, хотел бы. Именно поэтому я не люблю пересматривать свои спектакли и как-либо участвовать в их жизни после рождения. Мне кажется, что выпущенный спектакль как совершеннолетний ребенок. Уже поздно воспитывать. Можно только что-то испортить. В крайнем случае направлять. 

Фото: Инна Афанасьева 

На Ваш взгляд, как за последние годы изменился театр, какие появились новые тенденции, поменялся ли у публики вкус? 

Продолжу аналогию с ребенком. Когда мы видим ребенка каждый день, мы практически не замечаем его роста и только те, кто видят его редко, остро замечают изменения. Так и с театром. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть со стороны, выйти из театра и посмотреть по сторонам. Но пока я внутри.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Самые красивые мечети Казани
Михаил Харит: "Мы живём в “договорной” реальности"
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть