фото: пресс служба театра Олега Табакова
Постановка создана по одноименному роману Бориса Васильева — одному из самых пронзительных произведений о Великой Отечественной. Инсценировка — дело рук Олега Антонова, художественное оформление доверено Александру Боровскому, а у режиссерского пульта — сам Владимир Машков, художественный руководитель театра, народный артист России. Уже этот состав настраивает зрителя на серьёзный, взрослый разговор о войне. Но спектакль, при всей своей серьезности, — вовсе не надгробная плита. Это — дыхание жизни.
Интересный ход: сценическая версия родилась из фильма. Картину, в которой были задействованы артисты театра и студенты Школы Табакова, зрители увидели 1 мая. Машков — режиссёр и фильма, и спектакля — решился на смелый эксперимент: соединить два медиума. На сцене — киноэкран. Кадры из фильма — не фон, не декорация. Они живут, они дышат. Герои выходят «с экрана» прямо в зал. И кино, и театр работают на общую идею — не повторение, а углубление. Так рождается нечто третье: литературно-кинематографический спектакль, жанр редкий, почти не существующий.
Сюжет начинается накануне катастрофы — 21 июня 1941 года. В Брест прибывает молодой лейтенант Коля Плужников (его играет Владислав Миллер), не успевший даже попасть в списки личного состава. Он принимает бой — не только с врагом, но и со временем, страхом, одиночеством, бессилием. Бой этот продолжается десять месяцев.
«Роль лейтенанта Плужникова - просто подарок судьбы, роль мечты, которую можно ждать всю жизнь. Впервые прочитав сценарий, я испытал чувство радости и страха - материал сложнейший», - рассказывает исполнитель главной роли Владислав Миллер.
В центре сюжета - личная история героя, его внутренние переживания, сложные решения и поступки на фоне величайшей трагедии XX века и, конечно, история любви. Роль возлюбленной главного героя, девушки Мирры, сыграла студентка Театральной школы Олега Табакова Алёна Морилова. Она поделилась своими впечатлениями: «Работа над спектаклем подарила мне второе дыхание. Открылись возможности сделать то, что не успели сделать в кино, потому что театр позволяет больше репетировать, уточнять и уделять внимание многим деталям. Я благодарна за то, что стала частью большого проекта «В списках не значился».
«В списках не значился» — это спектакль о том, как личность вырастает до масштаба вечности. Это не хроника победы, а гимн человеческому духу.