"И в светлый день первопасхальный "Христос воскресе" говорит…"
20 апреля 2025
Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля 2025
19 апреля – Международный день цирка
19 апреля 2025
О любви и боли: новый сериал от Netflix "Переходный возраст"
18 апреля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

«Драматургия для детей и подростков: в поисках новой пьесы для детско-юношеского театра».

Одна из ключевых проблем театров для детей и юношества — отсутствие современных пьес.

Автор: Ревизор.ru
Фото предоставлено пресс-службой проекта “Культурный кот/д”
Фото предоставлено пресс-службой проекта “Культурный кот/д”

Об этом 20 марта – в Международный день театра для детей и молодежи шла речь на пресс-конференции «Драматургия для детей и подростков: в поисках новой пьесы для детско-юношеского театра». В рамках мероприятия состоялась презентация уникального проекта “Культурный код/т России”  Союза детских и юношеских писателей, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направленного на устранение дефицита новых современных пьес для детей и юношества.

Детский театр часто воспринимается, как зрелищное продолжение урока литературы с бессмертными произведениями Гоголя, Пушкина, Чехова, Горького. Для постановок в профессиональном, школьном театре или в театральной студии руководители выбирают, как правило, драматические произведения из классического репертуара.

Безусловно, сегодня существуют режиссерские и драматургические лаборатории, которые помогают современным текстам для детей и подростков оказаться в театре. Но в основном речь идет о прозаических текстах (часто переводных), которые требуют сценической адаптации.  У театральных коллективов на данный момент есть большой запрос на качественную детскую драматургию, но при этом крайне мало предложений.

Проект “Культурный код/т” нацелен на поиск новых тем и языка для разговора с современными детьми и подростками, а также на сохранение традиционных ценностей через театральное искусство. Проект объединяет писателей, педагогов, театралов и родителей для создания пьес, которые будут не просто интересны современным детям и подросткам, но и передадут важный нравственный опыт и сформируют уважение к традициям. Целью проекта является создание условий для встречи театров юного зрителя, школьных театров и студий с новыми пьесами для детей и подростков.

В пресс-конференции приняли участие:

Александр Фокин, начальник Управления театров Департамента культуры Москвы

Светлана Кривошлыкова, основатель и председатель Союза детских и юношеских писателей

Александр Федоров, заслуженный артист РФ, режиссёр, педагог, основатель и художественный руководитель «Детского музыкального театра юного актера» (ДМТЮА)

Григорий Гладков, советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, автор большого количества песен для детей

Илья Морозов, заместитель директора Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова

Евгения Бахурова, детский писатель-сказкотерапевт, член Союза детских и юношеских писателей.

Пресс-конференция прошла в очень свободной, дружественной и тёплой атмосфере. Участники много шутили, несмотря на серьёзность и значимость поднятых вопросов. Илья Морозов вспомнил знаменитое  предупреждение, которое Сергей Образцов говорил своим актёрам, режиссёрам и педагогам: «Осторожно — искусство! Осторожно — дети!»

Образцов справедливо считал, что детский театр должен учитывать зрителя и развиваться в русле современных требований. И педагогических, в том числе.

Светлана Кривошлыкова отметила, что в  театрах сейчас ставятся в основном спектакли по классическим произведениям, а современные дети и подростки существуют сегодня  в других реалиях; необходимо восполнить пробел в нехватке пьес для детского и юношеского театра. Именно этой проблеме и посвящённый проект “Культурный кот/д”.

Первый этап нашего проекта уже позади. Все участники прошли двухмесячное обучение писателей на курсе “Как написать пьесу?” с мастер-классами и онлайн-занятиями.  В лонглисте конкурса 76 пьес, в основе которых лежат самые разные темы. Нас ждет экспертиза пьес в Институте воспитания, создание шортлиста и издание сборника из 12  лучших пьес, на  основе которых будут ставиться спектакли в школьных и профессиональных театрах. Завершающим этапом проекта станет Всероссийский форум детских писателей, который пройдет одним днём в период с 25 мая по 30 июня 2026 года с участием театральных деятелей и чиновников от культуры”.

Александр Фокин подчеркнул, что, безусловно, искусство театра важно для человека и к нему необходимо приучать с детства. А сам театр, на его  взгляд, начинается именно с качественной драматургии.

Есть театр для самых маленьких, но это не так сложно, как театр для юношества. На мой взгляд, эта аудитория достаточно сложная, проблематичная, до нее сложно достучаться и к ней надо найти ключик. Подростки очень тонко чувствуют правду и фальшь, с ними надо найти правильную интонацию. И “Культурный кот/д” – это благое начинание для поиска этого самого ключика в общении с подростками через театр.

Александр Федоров с большим интересом поддержал этот проект. Кроме того, что Александр Львович возглавил жюри проекта,  ДМТЮА стал стратегическим партнёром “Культурного кота/да”, предоставив, в том числе, площадку для проведения мероприятий.

Я в своей работе очень остро ощущаю дефицит таких пьес, которые формируют культурный код наших детей, поднимают темы взаимного уважения, сохранения семейных традиций.  Я уверен, что объединившись, российские писатели смогут повернуться лицом к ребенку, сделать жизнь его яркой, насыщенной, и через интересные сюжеты, а также через настоящих героев показать разные примеры развития”.

Евгению Бахурову  называют «просемейным» автором: “Просемейный автор ставит в центр своих произведений семью и поднимает в своих произведениях темы патриотизма, взаимного уважения поколений, поэтому, принять участие в проекте «Культурный кот/код» для меня было большой честью”.

Участники пресс-конференции выразили уверенность, что в рамках проекта будут найдены новые темы и язык для общения с подрастающим поколением в театре, а созданные пьесы будут способствовать формированию у детей уважения к традициям и культуре нашей страны. 

Григорий Гладков отметил наряду с драматургией, важнейшую роль музыки в театре для детей и подростков. “Нужно следить за тем, какую музыку сейчас слушают дети. Запрещать что-то слушать нельзя, это  бессмысленно, важно предложить свои, альтернативные современные варианты.  Дети и подростки любят музыкальные спектакли, мюзиклы и успех ДМТЮА это доказывает. Можно и нужно использовать  интерес детей к музыке в мирных целях,  чтобы воспитывать вкус, направлять  в нашу, в позитивную сторону”. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"И в светлый день первопасхальный "Христос воскресе" говорит…"
Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля – Международный день цирка

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть