"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 октября 2023 15:35

Как Марк Захаров почувствовал запах режиссерской профессии

Исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося театрального и кинодеятеля.

Марк Захаров. Фото: Лев Леонидович Медведев/Википедия
Марк Захаров. Фото: Лев Леонидович Медведев/Википедия

Сегодня, 13 октября, Марку Захарову, советскому и российскому режиссеру театра и кино, исполнилось бы 90 лет. К сожалению, 4 года назад, осенью 2019-го, Марк Анатольевич ушел от нас. В день посмертного юбилея Марка Захарова многие СМИ вспоминают его творческий путь и заслуги перед отечественным искусством. Последуем этому примеру.

Марк Анатольевич Захаров был человеком многих талантов. Он начинал как актер, состоялся также как сценарист, театральный педагог и, естественно, режиссер. Мало того, что Марк Захаров сам сказал новое слово в театральной и кинорежиссуре – он сделал очень многое для развития этой творческой профессии: более 30 лет преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа и написал две книги о проблемах режиссуры, "Контакты на разных уровнях" и "Суперпрофессия". Марк Анатольевич не был обижен регалиями: получил Государственную премию СССР в 1987 году, звание Народного артиста СССР в 1991 году, три Государственные премии РФ в 1992, 1997, 2002 годах и звание Героя Труда РФ в 2018 году. Также он являлся полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством", что встречается не так часто. В случае Марка Захарова все награды абсолютно заслуженные.

Немногие знают, что Марк Захаров от рождения носил фамилию Ширинкин. Звучит потешно, но на деле фамилия была дворянской. Дед режиссера по отцу Борис Леонидович Ширинкин погиб на Первой мировой войне в чине штабс-капитана 9-го гренадерского Сибирского полка в 1915 году. Этот человек был женат на караимке – представительнице малочисленного загадочного народа, тюрков, исповедующих иудаизм. Отец, Анатолий Борисович Ширинкин, учился в Воронежском кадетском корпусе, после революции вступил в Красную армию, но все же испытал на себе репрессии за происхождение и за отца – офицера царской армии. В 1934 году, через год после рождения сына, Анатолий Ширинкин был арестован и осуждён по 58-й статье на три года с последующей высылкой в Рязань. Хотя старший Ширинкин участвовал в Великой Отечественной войне и получил знаменитую медаль "За победу над Германией", после войны он снова подвергся высылке из столицы как ранее судимый. А дед Марка по материнской линии вообще был колчаковским офицером!.. Остается только догадываться, как сказалась такая родословная на биографии Марка Захарова, к слову, взявшего вместо отцовской фамилию именно "колчаковца". Внешне судьба и карьера Марка Анатольевича выглядят благополучно – поступил в ГИТИС и окончил его актерский факультет, начинал творческий путь как артист в Пермском драматическом театре не потому, что был сослан, а в силу распределения, с 1959 года жил в Москве и успешно реализовался как многогранная творческая единица. Но репрессии предков не забыл и в новое время горячо высказывался о преступной политике Ленина. Да и в театральных и кинематографических работах его легко заметить художественные высказывания против любой системы подавления личности – особенно в картине 1988 года "Убить дракона", сценарий которого на основе пьесы Шварца "Дракон" Захаров написал совместно с Григорием Гориным.


Кадр из фильма "Убить Дракона". Фото: dzen.ru

Но вернемся к Захарову-творцу (хотя общественная и политическая деятельность занимала много места в деятельности режиссера, особенно в поздние годы жизни). Театром он увлекся с малых лет. Книгу "Контакты на разных уровнях" он построил "через себя", считая, что так доходчивее. В ней Захаров признавался, что "…был ошеломлен довоенной "Синей птицей" во МХАТе, позднее знал наизусть многие спектакли в волшебном театре Сергея Образцова". Поэтому в третьем классе Марк записался в драмкружок. Взрослея, занимался в театральной студии Москворецкого дома пионеров (к слову, вместе с Андреем Тарковским). Несмотря на большую школьную театральную подготовку, на приеме в Школу-студию МХАТ Марк Захаров блестяще срезался – не был даже допущен к экзаменам. Зато ГИТИС оценил талант абитуриента, и он окончил курс режиссера и актера Иосифа Раевского. В этом учебном заведении Захаров обрел не только профессию, но и жену, Нину Тихоновну Лапшинову, с которой прожил до самой её смерти в 2014 году. Лапшинова, точно жена декабриста, последовала за Марком в Пермь, где они вместе играли  в драматическом театре. Захаров позже вспоминал, что на той сцене ему доводилось играть в основном "разных смешных людей" — например, Бернардо в пьесе Лопе де Веги "Хитроумная влюбленная". Возможно, сказалась его своеобразная внешность, в которой отразилась, вероятно, примесь караимской крови. Там же Марк Захаров сотрудничал на радио и даже рисовал газетные карикатуры.


Молодой Марк Захаров. Фото: bloknot.ru

Пермский период очень важен для всей дальнейшей жизни Марка Анатольевича. Именно там он обрел себя в амплуа режиссера. В 1956 году Захаров поставил свой дебютный спектакль в театральной студии Пермского университета: "Аристократы" по пьесе Николая Погодина. О чем позднее написал: "Я почувствовал запах режиссерской профессии".

Вернувшись в Москву, Захаров поступил в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, опять как актер, причем на небольшие роли, в силу чего через год перешёл в Московский театр миниатюр (ныне Театр "Эрмитаж"), где было несколько свободнее в творческом плане: актеры "играли" монологи, скетчи, фельетоны. К слову, именно там он впервые поставил шварцевского "Дракона" (в 1962 году, в разгар "оттепели"). Там же Захаров вместе в актером Сергеем Юткевичем поставили "Карьеру Артуро Уи" Бертольда Брехта. Эти спектакли привлекли к молодому режиссеру внимание и коллег, и публики. Параллельно Марк Захаров оттачивал мастерство режиссера, делая спектакли в студенческом театре Московского государственного университета. 


Сцена из спектакля Марка Захарова "Доходное место»". Фото: 1967-god.livejournal.com

В 1965 году Марк Захаров стал работать режиссером в Московском театре сатиры. Первым его спектаклем на этих подмостках было стало "Доходное место" Александра Островского, где блистали ведущие актеры театра — Андрей Миронов и Татьяна Егорова. Проект собирался аншлаги, но, вопреки этому (или благодаря), его запретили через несколько месяцев. Поговаривают, что постановку сняли с репертуара по распоряжению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая считала режиссерскую интерпретацию "Доходного места" безыдейной. Похожая судьба постигла комедию "Банкет" по пьесе современников Аркадия Арканова и Григория Горина. Но Захаров-режиссер не перестал работать с Гориным-драматургом – их партнерство породило многие шедевры.

В театре, с которым прочно ассоциируется его имя, "ЛЕНКОМе", Марк Захаров работал с 1973 года – и до самой кончины. Все знают, что в советскую пору заведение называлось Московским театром имени Ленинского комсомола. Марк Захаров пришел в него на должность главного режиссера, заменив Анатолия Эфроса. Вскоре после ухода режиссера из жизни театр получил "каламбурное" имя "ЛЕНКОМ Марка Захарова". Главный акцент в названии падает теперь на Марка Захарова, а не на ленинский комсомол.


Сцена из рок-оперы "Юнона И Авось". Фото: Стернин / foto-ram.ru

Первой постановкой Захарова в этих стенах стала пьеса "Автоград‑XXI", в написании текста помог поэт и бард Юрий Визбор. За нею последовали "Жестокие игры" по одноименной пьесе Алексея Арбузова. А в 1981 году в репертуаре театра появился его бесспорный "хит": рок-опера "Юнона и Авось", музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского. Она является визитной карточкой "ЛЕНКОМа" вот уже четыре десятка лет. Количество ее показов превысило тысячу (!). Актеры в опере меняются, само же действо остается.


Кадр из фильма "12 стульев". Фото: kulturologia.ru

И, наконец, необходимо сказать о Захарове-кинематографисте. С "девятой музой" постановщик связал себя в 1970-х годах. Но надо признать, что он и в кино работал больше как театральный режиссер. Это очень видно, к примеру, в его экранизации "Двенадцати стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Многие его сцены решены "интерьерно", словно на театральных подмостках. Известно, что Леонид Гайдай, пять годами ранее снявший собственную версию великого авантюрного романа, долго не мог простить Захарову, что он взялся за тот же труд, и даже называл его проект "уголовным преступлением". Зрители, впрочем, одинаково тепло оценили обе экранизации. Выбрать, какая из них лучше, решительно невозможно – это вопрос вкуса и эстетических предпочтений. Мне, например, кажется, что эксцентричная и динамичная постановка Гайдая больше отвечает духу и букве "шаловливых братьев"; но кому-то по душе четырехсерийная, более растянутая и камерная, интерпретация Захарова, а также прекрасный дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Его работа над "12 стульями" вторая в СССР и пятнадцатая в мире.


Кадр из фильма "Обыкновенное чудо". Фото: bloknot.ru.

И все же большей славы добились фильмы Марка Захарова "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен" и "Формула любви". Пьеса Шварца "Обыкновенное чудо" на экране решена именно как пьеса, даже видны подмостки, на которых меняются декорации. Так что рука великого театрального мастера видна во всех киноработах, включая "Убить дракона". Сложилась когорта "захаровских" киноартистов, которые "по совместительству" были артистами "Ленкома": Олег Янковский, Леонид Броневой, Александр Абдулов, Инна Чурикова. "Почерк" Захарова безошибочно узнается и в спектаклях, и в кинофильмах, созданных выдающимся режиссером. Не будет преувеличением сказать, что Марк Захаров – это целая эпоха в истории искусства нашей страны.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть