"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

31 января 2017 10:15

"Митина любовь" на Литейном проспекте

Двое влюблённых, московская весна и петербургская сцена: в “Театре на Литейном” состоялась премьера спектакля по мотивам повести Бунина.

Фото: Дарья Пичугина / Театр на Литейном
Фото: Дарья Пичугина / Театр на Литейном

29 января в “Театре на Литейном” мы смотрели на “Митину любовь”. Неистовая, неловкая, местами даже хулиганистая, эта влюблённость мало похожа на ту, что описывает Иван Бунин в одноимённой повести 1924 года. Режиссёр спектакля Андрей Сидельников, оставляя на афише имя великого писателя, всё же добавляет – “по мотивам”, интерпретируя барчука Митю и актрису Катю по-своему, как и чувства, что развиваются между ними. Но так ли плохо, сохраняя в устах актёров Бунинский текст, давать эмоциям персонажей совершенно другой вектор?

Андрей Сидельников – актёр и режиссёр многих спектаклей в различных городах России. Его “Митина любовь” в 2014 году получила приз “За хрустальную режиссуру” на Международном театральном молодежном форуме M@art-контакт в Белоруссии.

В его спектакле, как и в повести Бунина, два главных персонажа: Митя, барчук, учащийся в Москве (Сергей Азеев), и Катя - москвичка, студентка частного театрального училища (Варвара Щербакова).

На сцене - двухъярусная конструкция, окна-двери из полупрозрачного пластика, где и разворачивается действие. Своих героев режиссёр умело встроил в эти “подмостки”, разделив мир спектакля на два измерения – “снаружи” и “внутри”.

Многие события происходят за сценой, так, что зрители видят только расплывчатые фигуры и образы. Этот же тайный мир “открытого закулисья” впоследствии превратится в картины душных воспоминаний о Кате, в итоге сбежавшей с директором театральной школы.  Этот же мир потом примет и Митю, с наслаждением – у Бунина – нажавшего на курок револьвера, закончив смертью историю своей жизни и своей любви.



Фото: Дарья Пичугина / Театр на Литейном

Но бунинский Митя – худой, нескладный юноша-барчук с львиными чёрными кудрями, с созерцательной, даже обдуманной любовью, отражение которой он ищет во всём, что его окружает, совсем не похож на остриженного Митю в исполнении Сергея Азеева – “не мальчика, но мужа” с рубахой навыпуск, громкого, бестолкового, назойливого, чуждого рефлексии.

Ему, процитировав ненавистного театрального директора, хочется сказать: “Поменьше читки!”. Но когда заканчивается “читка” Бунина (надо сказать, что персонажи говорят о себе в третьем лице, оставляя текст повести нетронутым), появляются диалоги, встроенные режиссёром; даже те, кто никогда не держали в руках оригинал произведения, могут понять, что реплики навязаны “сбоку”.


Фото: Виктор Васильев / Театр на Литейном

Такой ход даёт режиссёру развернуться во всю свою творческую мощь, преодолевая монолитность повествования: Сидельников действительно хрустально обыгрывает диалоги. Чего стоит один разговор Мити с соседом по комнате Протасовым о Катиных “теле и душе”, очень живо и смешно сделанный. Конечно, режиссёр добавляет Бунину изрядную щепотку юмора, и до конца не верится, что с виду лёгонький сюжет о первой любви окончится самоубийством (хотя в Бунинском тексте мы можем чувствовать это депрессивное напряжение).


Фото: Виктор Васильев / Театр на Литейном

Режиссёр уделяет много внимания образам второстепенных персонажей, и потому, наверное, диалоги получаются такими полнокровными (пусть иногда слишком эклектичными). Роли директора, матерей Кати и Мити, деревенских девок и даже старосты получают яркие черты личностей. Соседа-Протасова режиссёр делает киноманом, красиво обыграв его увлечение трансляцией “фильма” в виде “театра теней”: на верхнем ярусе мы несколько минут вместе с героями наблюдаем тонкую тень Кати, которая буквально на глазах превращается в “молоденькую светскую даму”, примеряя бесконечные наряды. “Франтим напропалую!” – потом заявит она Мите, уже немножко далёкая и чуть-чуть чужая, обласканная мнимой славой...

Фото: Дарья Пичугина / Театр на Литейном

Варвара Щербакова в роли Кати кажется более “бунинской”, чем Митя.  Она сильно его “перевешивает” – впрочем, как и в повести. У актрисы получилось отыграть ту самую “детскость и порочность”, показать перехваленную дочь богемной московской дамы, вознесённую не благодаря своему таланту (которого, очевидно, у героини нет – и в этом трагедия), а волей директора, вылепленного стереотипным ловеласом с тонкими щегольскими усиками и аристократичной полнотой Оскара Уальда.

В волосах Щербаковой-Кати почти весь спектакль держится распущенная белая лента, символ “невинности на грани”. Её на кулак накручивает директор, постоянно маячащий за декорациями, и ту же ленту – уже отвязанную – комкает в руках Митя, в конце перечитывая прощальное письмо любимой.


Фото: Виктор Васильев / Театр на Литейном

Отдельно стоит отметить пластику, поставленную Ириной Ляховской. Удивительно, что спектакль ещё не взял никаких наград в хореографических номинациях. Пластика, наряду с режиссёрскими находками и сценографией (ею занималась Мария Плаксина), в “Митиной любви” потрясающая: мало того, что все хореографические эпизоды блестяще интегрированы в пространство сцены, они не только украшают постановку, но служат средством выражения чувств героев.

Бунинский текст, который речитативно проговаривается на сцене, по образной силе не может сравниться с тем, что сделала Ирина Ляховская – она заставила персонажей не просто говорить на языке движений, но “пройти” весь спектакль по собственной танцевальной партитуре.


Фото: Дарья Пичугина / Театр на Литейном

В спектакле есть две пластические сцены, равнозначные, но противоположные друг другу. Первая – минуты близости Мити и Кати, когда заранее известно, что они “не перешагнут последней черты”. Распалённые жесты, но чистая незавершённость (Катя скрывается за пластиковую дверь, а Митя потом “парит” от любви, используя те же пластиковые конструкции в качестве крыльев) рассказывают историю пусть не Бунинским текстом, но поэтично, “по-бунински”.

Фото: Виктор Васильев / Театр на Литейном

Вторая сцена – роковой час любовного акта Мити и деревенской Алёнки (её также играет Щербакова), за ночь в "салаше" с которой герой платит пятирублёвой ассигнацией. К концу спектакля хореография как бы нарочно рассыпается, показывая, как уходит Митин разум: вот и здесь, перед сценой в саду, его жесты становятся неловкими и рассеянными.

Оттого и пластика самого любовного соития скомканная, дрянная, нелепая, как нелепо Митино решение овладеть Алёнкой от злобы на Катю. Этим поступком он разрушает себя; далее следует сцена, где он судорожно пытается отмыться и в исступлении кричит от собственной немощности. А после, конечно, получает последнее Катино письмо и стреляется: громко хлопает рукой по сцене. Гаснет свет.


Фото: Виктор Васильев / Театр на Литейном

На этом кончается повесть Бунина. Митя стреляется; дальше ничего не происходит. Но Сидельников уводит повествование в неземную плоскость того самого тайного мира внутри декораций. Всё светится голубым потусторонним светом: действие оканчивается образом парящей бабочки и воссоединением теней Мити и Кати. Наверное, таков и есть апофеоз Митиной любви: спасение в идеальном, выдуманном образе любимой, который недоступен на грешной земле, где есть "стремление к искусству", побеги с театральным директором и несбывшиеся чистые мечты.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть