Евгений Евтушенко назвал ее «великой русской поэтессой», Захар Прилепин – «звездой русского слова, взошедшей в небе Донецка», а Станислав Куняев поставил ее поэму «Шахтёрская дочь» в русской культуре на уровень плача Ярославны из «Слова о полку Игореве».
Этот спектакль, посвященный поэтессе Анне Ревякиной, продолжает цикл ПОЭЗИЯ.DOC, который прочно прописался в Новом театре на Мясницкой улице и регулярно собирает аншлаги. Эдуард Бояков со товарищи находит и выводит на свет настоящих мастеров русского стиха, которые еще не очень известны. Такова и Анна Ревякина. С ее удивительной судьбой, соединившей и Украину, и Россию, с ее редким даром точного и сильного стиха.
...Она родилась и выросла в Донецке. На ее творческом счету уже одиннадцать поэтических книг, в том числе «Зубная фея», «Dominus», «Шахтёрская дочь». Ее стихи переведены на 16 языков. Конечно, она уже член Союза писателей России, а так же член Союза писателей ДНР, лауреат многих литературных премий. По произведениям Анны Ревякиной ставятся спектакли, снимаются фильмы и пишутся песни. Её стихи уже входят в школьные программы. А вы, возможно, о ней еще ничего не слышали. Так узнайте, это прекрасный повод расширить свой поэтический кругозор.
Этот спектакль — об очень личном. О том, из какого сора (иногда и крови) растут стихи. Анна и два артиста (Валентин Клементьев и Евдокия Германова) рассказывают о том, как поэт видит мир. Какое место в этом мире занимает ее отец. Как трудно и порой невыносимо поэту вживаться в ткань быта…
Сама Анна появляется в прямоугольнике света в центре сцены, рядом с роялем, а иногда и на нем… Стихи ее, брошенные в зал звучат, как шаманский бубен. И как исповедь в храме. И при этом — акт творчества. А мы, зрители, решаем, отпускать ли грехи мастеру, создавшему свою Вселенную. Этим, считаю, и интересен проект Поэзия.doc – как попытка соединить два мира в театральном действии, где игра и документальность, становятся одним целым.
"Поэтесса считает, что наступило время, когда надо говорить прямо, просто и честно, - поясняет автор идеи Эдуард Бояков. - И ее лучшие стихи – именно такие. При этом она очень образованный человек. И сочетание этих качеств характеризует ее феномен."
Ревякина – донецкая, плоть от плоти, голос этого топоса. Как профессиональный филолог она прекрасно чувствует и анализирует местные диалекты, ощущает дыхание родного края. Здесь и шахта, и земля, и добывание руды. Все это есть в ее творчестве.
При этом она яркая, женственная, хвастающаяся, что у нее «бронежилет с воротничком». Это сильнейший донбасский женский характер. С одной стороны, жесткость и технологичность, а с другой, сила земли, женская и материнская сила. Донецкая амазонка – мощный русский характер.
Спектакль получился мультижанровый. Музыка, актеры, лаконичная сценография, яркая видеопроекция – все приемы современной театральной технологии присутствуют здесь наравне с поэзией. Это все передает основную идею: творчество как таинство, жизнь как исповедь, стихи как язык, на котором героиня говорит с Богом — все это уместилось в 1 час и 10 минут камлания на сцене. Как это вышло? Ответ поэтессы в ее стихах:
Сама не знаю, как я их пишу,
как будто и дышу, и не дышу.
И буквы, превращаясь в отпечатки,
канючат их под утро отпечатать,
предать огласке, высвободить пядь,
как будто словом можно повлиять.
Но точно можно обозначить время,
суровость быта, свист в печной трубе.
Прошу, мой свет, ни слова о войне,
ни слова про завышенную цену,
которую приходится платить,
нанизывая бусины на нить.
"У каждого человека есть своя «тёмная зона», куда он не хочет пускать посторонних, - говорит Алексей Зензинов, автор пьесы. - У Анны Ревякиной, безусловно, есть своя «зона» (не скажу, какая), и мы достаточно подробно эту зону отсканировали. Анна – человек очень целостный, увлекающийся, «мягкая сила», которая может увести совсем не туда, куда ты собирался. Надо было всё это учитывать. Как мне кажется, история в итоге сложилась."
Я называю поэтический стиль Ани полифоническим камланием. Она заговаривает реальность, как шаманы заговаривают кровь, чтобы утекала жизнь. Если получится передать эту мистику на сцене – буду счастлив.
Создатели спектакля (режиссер Сергей Глазков) подчеркивают, что ее стихи — это безусловно, так называемая Z-поэзия. Атрибуция, ненавистная для русофобов. А для русских – ставшая не только символом борьбы за независимость Донбасса, но и сакральным знаком патриотизма. Любви к Родине, которая проверяется на поле боя. Ревякина – это поэт на поле боя.