Нано-опера выбрала своих героев
26 мая 2024
День славянской письменности и культуры и его "тёмная сторона"
24 мая 2024
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац – для детей погибших бойцов СВО
24 мая 2024
Молодые музыканты из Донецка вошли в сотню победителей Третьего Всероссийского конкурса молодежных джазовых коллективов
24 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Муза против пушек

В Новом театре Эдуарда Боякова представили поэтический спектакль «Анна Ревякина. Во имя отца».

Анна Ревякина.
Анна Ревякина.

Евгений Евтушенко назвал ее «великой русской поэтессой», Захар Прилепин – «звездой русского слова, взошедшей в небе Донецка», а Станислав Куняев поставил ее поэму «Шахтёрская дочь» в русской культуре на уровень плача Ярославны из «Слова о полку Игореве».

Этот спектакль, посвященный поэтессе Анне Ревякиной, продолжает цикл ПОЭЗИЯ.DOC, который прочно прописался в Новом театре на Мясницкой улице и регулярно собирает аншлаги. Эдуард Бояков со товарищи находит и выводит на свет настоящих мастеров русского стиха, которые еще не очень известны. Такова и Анна Ревякина. С ее удивительной судьбой, соединившей и Украину, и Россию, с ее редким даром точного и сильного стиха.

...Она родилась и выросла в Донецке. На ее творческом счету уже одиннадцать поэтических книг, в том числе «Зубная фея», «Dominus», «Шахтёрская дочь». Ее стихи переведены на 16 языков. Конечно, она уже член Союза писателей России, а так же член Союза писателей ДНР, лауреат многих литературных премий. По произведениям Анны Ревякиной ставятся спектакли, снимаются фильмы и пишутся песни. Её стихи уже входят в школьные программы. А вы, возможно, о ней еще ничего не слышали. Так узнайте, это прекрасный повод расширить свой поэтический кругозор. 

Этот спектакль — об очень личном. О том, из какого сора (иногда и крови) растут стихи. Анна и два артиста (Валентин Клементьев и Евдокия Германова) рассказывают о том, как поэт видит мир. Какое место в этом мире занимает ее отец. Как трудно и порой невыносимо поэту вживаться в ткань быта… 

Сама Анна появляется в прямоугольнике света в центре сцены, рядом с роялем, а иногда и на нем… Стихи ее, брошенные в зал звучат, как шаманский бубен. И как исповедь в храме. И при этом — акт творчества. А мы, зрители, решаем, отпускать ли грехи мастеру, создавшему свою Вселенную. Этим, считаю,  и интересен проект Поэзия.doc – как попытка соединить два мира в театральном действии, где игра и документальность, становятся одним целым.

"Поэтесса считает, что наступило время, когда надо говорить прямо, просто и честно, - поясняет автор идеи Эдуард Бояков. - И ее лучшие стихи – именно такие. При этом она очень образованный человек. И сочетание этих качеств характеризует ее феномен."

Ревякина – донецкая, плоть от плоти, голос этого топоса. Как профессиональный филолог она прекрасно чувствует и анализирует местные диалекты, ощущает дыхание родного края. Здесь и шахта, и земля, и добывание руды. Все это есть в ее творчестве.

При этом она яркая, женственная, хвастающаяся, что у нее «бронежилет с воротничком». Это сильнейший донбасский женский характер. С одной стороны, жесткость и технологичность, а с другой, сила земли, женская и материнская сила. Донецкая амазонка – мощный русский характер.

Спектакль получился мультижанровый. Музыка, актеры, лаконичная сценография, яркая видеопроекция – все приемы современной театральной технологии присутствуют здесь наравне с поэзией. Это все передает основную идею: творчество как таинство, жизнь как исповедь, стихи как язык, на котором героиня говорит с Богом — все это уместилось в 1 час и 10 минут камлания на сцене. Как это вышло? Ответ поэтессы в ее стихах:

Сама не знаю, как я их пишу, 
как будто и дышу, и не дышу. 
И буквы, превращаясь в отпечатки, 
канючат их под утро отпечатать, 
предать огласке, высвободить пядь, 
как будто словом можно повлиять. 
Но точно можно обозначить время, 
суровость быта, свист в печной трубе. 
Прошу, мой свет, ни слова о войне, 
ни слова про завышенную цену, 
которую приходится платить, 
нанизывая бусины на нить. 

"У каждого человека есть своя «тёмная зона», куда он не хочет пускать посторонних, -  говорит Алексей Зензинов, автор пьесы. - У Анны Ревякиной, безусловно, есть своя «зона» (не скажу, какая), и мы достаточно подробно эту зону отсканировали. Анна – человек очень целостный, увлекающийся, «мягкая сила», которая может увести совсем не туда, куда ты собирался. Надо было всё это учитывать. Как мне кажется, история в итоге сложилась."

Я называю поэтический стиль Ани полифоническим камланием. Она заговаривает реальность, как шаманы заговаривают кровь, чтобы утекала жизнь. Если получится передать эту мистику на сцене – буду счастлив.

Создатели спектакля (режиссер Сергей Глазков)  подчеркивают, что ее стихи — это безусловно, так называемая  Z-поэзия. Атрибуция, ненавистная для русофобов. А для русских – ставшая не только символом борьбы за независимость Донбасса, но и сакральным знаком патриотизма. Любви к Родине, которая проверяется на поле боя. Ревякина –  это поэт на поле боя.  

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Нано-опера выбрала своих героев
День славянской письменности и культуры и его "тёмная сторона"
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац – для детей погибших бойцов СВО

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть