Жизнь проиграна? Спектакль "Утиная охота".
5 октября 2024
Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 сентября 2024 17:33

Надо увидеть, "Как Фауст ослеп"

В театре "Сатирикон" у Константина Райкина играют премьеру.

Все фотографии предоставлены пресс- службой театра
Все фотографии предоставлены пресс- службой театра

Чтобы сегодня поставить "Фауста" Гете после того, как его переносили на театральную сцену (речь только о театре) с десяток именитых режиссеров, надо обладать звериной интуицией и отвагой, и только тогда можно броситься в омут поэтического теста. Как не вспомнить Бориса Юханова, который отдал полжизни Фаусту (к слову, сам Гете посвятил "Фаусту" 60 лет), увековечив свой долгоиграющий театральный эксперимент в книге "Проект "Фауст"". У режиссера Сергея Тонышева выше перечисленные качества явно присутствуют, плюс оправданные амбиции после удачных постановок "Долгая счастливая жизнь" в Студии театрального искусства и "Чагина" в "Современнике".

Сергей Тонышев говорит так: "Фауст" – это драматургия, которая переворачивает с ног на голову. Мы попытались пойти в сторону человеческой чувственной истории". Попытка удалась. Первая и последняя любовь юной Гретхен к обуреваемому страстью Фаусту, их встречи, расставания – все это легло в основу спектакля, придавая философской драме Гете драматический накал. Художественный руководитель театра Константин Райкин (в спектакле голос Бога) поверил в Тонышева и отдал ему своих лучших артистов. И не ошибся. По его словам, "никогда еще Сатирикон не подходил так близко к самой мистической трагедии мировой литературы".

Мистическая трагедия… Сложно? Скучно? Пафосно? Это не про "Сатирикон" с Тонышевым, хотя спектакль катастрофически длинный. Темп только кажется медленным, механизм спектакля раскручивается с первой минуты. Внимание не ускользает, внимание липнет к каждой детали, к каждому звуку.

В первой части (это сразу два акта без антракта) развиваются все сюжетные линии, стартующие от пари Мефистофеля с Богом. Мефистофель уверяет Бога, что сможет отвлечь любимого им человека (Фауста), который стремится узнать все, что только можно узнать, от праведных занятий. Фауст – разочарованный доктор: знания есть, а толку нет. Он не смог реанимировать умирающего пациента. На сцене все, как в современной клинике: белые халаты, операционные светильники, кардиомонитор, звуки которого создают прологовое напряжение. Операционная каталка, на которой кто-то умер… Каталка появится и в финале спектакля, и на ней будет лежать Фауст.

Во второй части (после антракта) - развязка с ожидаемой трансформацией героев. Мефистофель и Фауст задавлены собственным внутренним адом, борьбой Добра со Злом или Зла с Добром. Движение к финалу наполнено не только развернувшимся в полную силу трагизмом с дымкой мистицизма, но и вполне адаптированными к современности монологами о социальных явлениях ("Фауста" переводил Борис Пастернак).



Чуткого зрителя и рассмешат мобильными телефонами и другими современными штучками, и растревожат, и "приговорят" пережить эстетическое потрясение, сотворимое художником-сценографом Филиппом Шейном и композитором Гошей Мнацакановым. Они создали мистерию "с высоким давлением, "с высоким болевым порогом" и одновременно начинили действо яркими балаганными номерами, аттракционом, причудливой пластикой, карнавальными костюмами. "Как Фауст ослеп". Как все это началось? Подписался кровью. И по сцене летают красные листочки бумаги. Катарсис. Затмение. Искушение. Прозрение. Искупление. Хороводы воронья, демонов, ангелов. Рушатся стены. Бьются зеркала, отражающие эго презренного Фауста. И вот на сцене ходячий лес. Вот прямо над головами зрителей летают души умерших. Вот на сцену падает луна. Вот тело Гретхен летит на небеса… И все это в музыке, с музыкой. Она – живительный воздух, которым дышат герои спектакля. Поет колокольный звон, пугает какофония, льется дивная мелодия, подхваченная будто "церковным" хором. И паузы. Длинные, волнующие. Не забыл ли актер текст? Нет. Паузы – это иная музыка. Музыка горячей от напряжения тишины, оцепеневшей в ожидании. Как у Чехова – звук лопнувшей струны. Музыка!

Каким режиссер увидел Фауста? Образ Фауста – двойственен. Это взрослый человек (актеры Владимир Большов, Артем Осипов) и юный (Константин Новичков, Даниил Пугаёв). Заслуженный артист РФ Владимир Большов – сосредоточен сам в себе, но в контакте со зрителем, точен, богат на интонации, внутренне наполнен, убедителен. Длинные монологи то вкрадчивы, то настойчивы. Душа в поэтическом высказывании то тихо плачет, то громко кричит. Каждое слово доходит до зрителей. Актер подвижен, игрив. Свободно жонглирует нежностью и страстью. Его "двойник" Константин Новичков – красив лицом и телом, темпераментен, пластичен, прекрасно владеет голосом, передающим все оттенки чувств.

Екатерина Воронина – Гретхтен (в другом составе Алина Доценко) как бы сыграла две роли: от наивной девочки до страстью разрушенной женщины, детоубийцы. Девочка в исполнении Екатерины – очаровательна, кокетлива, озорна, отыграна наивность, нервозность, все уместно. Как женщина удручающе криклива, будто бьет босой ногой по педали рояля, чтобы громче, громче, а в партитуре такой педали нет. Чрезмерна.



Лика Нифонтова – мать Гретхен. Ее немецкий – воркующий, завораживающий, поступь – горделивой гусыни. Женственна, характерна. Она – в дочери. В вере. В любви. В надеждах. Небольшая роль. Всего пара эпизодов, но каких ярких!

Мефистофель – один. Несравненный Денис Суханов. Кто его не знает? Народный артист РФ. Разброс его ролей в театре восхищает. Теперь - Мефистофель, он брутален, как рок-звезда, играет на тихом и очень убедительном вживании в образ. Голос, тело, да что говорить, каждый мускул играет роль человека-сатаны. Тексту отдает кровь и сердце.

У Гете Фауст в финале слепнет. Буквально слепнет. В спектакле слепота под вопросом. Может, это слепота души? Может, стоит заглянуть в себя и найти ответ? Слепая душа. Жутко, но исправимо. Мефистофель прозрел. Фауст жив и мертв одновременно. Мистерия – это тайна, позволяющая слепому прозреть и мертвому живым уйти в мир мертвых. Если проводник Любовь.

Автор материала: Дина Радбель.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Жизнь проиграна? Спектакль "Утиная охота".
Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть