Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 апреля 2019 14:43

Олег Даль: "Жизнь продолжается"

Каждую роль он играл как последнюю

Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Олег Даль был требователен и бескомпромиссен по отношению к себе и окружающим. Это был человек со сложным и противоречивым характером. Порой казалось, что он высокомерен и горд. Каким бы он ни был, важно другое — Олег Иванович Даль был талантливым актёром. Все ли роли он сыграл, какие хотел, всё ли воплотил? Его смерть окружена домыслами и предположениями. Может, актёра погубила жизнь, тот мир, в котором он жил? Ведь он был "инородным", по признанию его самого, актёром.

Олег Даль родился в подмосковном Люблине (сейчас это район Москвы) 25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича Жерко и учительницы Павлы Петровны. Даль – не настоящая фамилия актёра. Отец Олега в молодые годы писал статьи в газету "Гудок", подписываясь под ними фамилией Даль. Когда же в стране началась всеобщая паспортизация, взял себе свой творческий псевдоним. Кроме сына Олега в семье ещё была дочь Ираида. В детстве Олег Даль мечтал быть лётчиком, но неожиданно у мальчика обнаружились проблемы с сердцем. О мечте пришлось забыть — Олег Даль решил стать актёром, чтобы сыграть и летчика, и моряка, и своего любимого литературного героя — Григория Александровича Печорина. Однако родители Олега были против такой затеи, считая, что профессия должна быть такой, которая позволяла бы уверенно стоять на ногах. Но сына отговорить им не удалось.


Фото: nashizvyozdy.ru

Для вступительного экзамена Олег Даль подготовил монолог Ноздрева из "Мертвых душ" Николая Гоголя и отрывок из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова. Вскоре он поступил на первый курс ВТУ имени М.С. Щепкина. В 1961 году режиссёр Александр Зархи экранизирует повесть Василия Аксёнова "Звёздный билет" — так в советской истории кинематографии появился фильм" Мой младший брат", где Даль сыграл одну из заметных ролей. После выхода фильма на актёра обратили своё внимание сразу два именитых режиссёра: Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. У первого Олег Даль снялся в детективно-психологической ленте "Человек, который сомневается", а у Сергея Бондарчука молодой актер попробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее "Война и мир", что, впрочем, успеха не принесло — проба не прошла. В 1967 году вышел фильм, где Олег Даль исполнил главную роль — "Женя, Женечка и Катюша" режиссёра Владимира Мотыля. Фильм стал очень популярным, а Олег Даль — узнаваемым актёром. Следующей прекрасно сыгранной ролью стал Шут в киноленте Григория Козинцева "Король Лир". Именно Олега Даля в роли Шута хотел видеть режиссёр, ибо Даль был очень талантливым актером. За "Королем Лиром" последовали "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Старая, старая сказка", "Плохой хороший человек"," Земля Санникова" и другие. Одной из лучших ролей Олега Даля в кино считается роль Зилова в фильме Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" по пьесе А. Вампилова "Утиная охота". Каждая работа открывала зрителю нового Олега Даля, каждая роль раскрывала его не только как актёра, но, в первую очередь, как человека. И вот в этом "другом" человеке, вероятно, стоит искать как невероятный успех Даля-актёра, так и печальный конец Даля-человека.


Фото: bigenc.ru

Михаил Козаков, народный артист РСФСР, об Олеге Дале сказал следующие слова: "Он играл в театре и много и мало одновременно. Даль был младший, поэтому, когда распределялись роли, он пришёл и чуть опоздал. И получалось так, что его роли играли другие". Так Олег Даль начал играть в "Современнике", но на протяжении нескольких лет актёру давали только роли второго плана. Олег Даль жил на пределе своих сил, сгорал от своего таланта. Галина Волчек, народная артистка СССР, художественный руководитель театра "Современник" говорила о нем следующее: "Гениально, гениально! Как нерв, вынутый из зуба. Никогда в жизни я не видела ничего подобного, да и никто так и не сыграет больше". Так актриса и режиссёр высказалась по поводу самой сильной его роли в "Современнике" — Васьки Пепла в пьесе Максима Горького "На дне". Он менял театры, в которых служил, потом снова туда возвращался. "Современник", театр на Малой Бронной, Малый... Он был в постоянном творческом поиске, боялся не успеть сделать того, что предначертано. Глубокая порядочность сочеталась в нем с детской непосредственностью и наивностью в отношении к жизни. Он мог быть и принцем Флоризелем, и Иванушкой-дурачком, бандитом "Золотой мины" и глубоким Лаевским "Плохого хорошего человека". Можно ли было прожить долго и счастливо, будучи таким незащищённым от внешнего мира? По воспоминаниям Аллы Покровской, заслуженной артистки России, Олег Даль был "артистом с обнажённой кожей. Он время чувствовал всем своим существом. Чувствовал, что вокруг". 


Фото: vsefilmy.blogspot.com

Из дневника Олега Даля, 1980 год, сентябрь: "Я вне театра, кино не радует. Хочется делать. Стал часто думать о смерти. Удручает никчемность, но хочется драться". Актер уже предчувствовал свою смерть, на похоронах Владимира Высоцкого он сказал: "Ну вот, я следующий". Ирина Алфёрова, народная артистка РФ, о смерти Олега Ивановича сказала так: "Когда ушёл Даль осталась эта пустота, которую нельзя заполнить, невозможно заполнить. Потому что это всегда единично". В день, когда умер Олег Иванович, в редакции газеты "Неделя" готовили новый выпуск, где была напечатана его статья, последняя. В ней он размышлял о мире, любви, кино и о вечности. Статья была лёгкая и изящная, как и всё, что он делал. Называлась она так: "Жизнь продолжается". 3 марта 1981 года Олег Иванович скончался в номере киевской гостиницы. Похоронили актёра на Ваганьковском кладбище.


Фото: nasrtoenie.tv



Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бриллиантовый Гайдай
Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть