Зоя Богуславская. Фото: © Российская Газета.
Для
Зои Богуславской выбор больше чем профессии — жизненного пути определили шедшие об руку детские увлечения театром и литературой. Еще в школе Зоя писала тексты для драмкружков и сценарии литературных вечеров. В 1948 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа имени А. Луначарского. Но все же имя ей создала литература, а не сцена.
Первые произведения Богуславской – "Семьсот новыми", "Перемена", "Наваждение" – выходили в течение 1970-х годов одновременно в СССР и за рубежом. Причем повесть "Семьсот новыми" была посвящена реальному историческому детективу: обвинению российского дореволюционного драматурга Александра Сухово-Кобылина в убийстве французской любовницы. Загадку разгадывал филолог-аспирант по сохранившимся документам дела. Также у Зои вышел сборник прозы под названием "Транзит": в его заглавной одноименной повести известный невропатолог разрабатывал новую систему лечения психически больных. Разброс между филологией, историей криминалистики и медициной широк, но не для Богуславской: в ее глазах персонажей собственных произведений объединяло то, что все они люди интеллектуальные и берущиеся за таинственные и непознанные свершения.
Также "под занавес" ХХ века издательство "Культура" выпустило двухтомник Богуславской "Зазеркалье" с её главными вещами. Был еще сборник эссе "Невымышленные истории", который автору сам Бог велел написать: это воспоминания о встречах с выдающимися культурными деятелями эпохи. Поскольку Зоя Богуславская вращалась всю жизнь в культурных кругах, её мемуары бесценны и как исторический источник.
Поет Новелла Матвеева. Фото: Из архива Зои Богуславской / РГ.
Отдельная страница биографии юбиляра – её совместная жизнь с ярким поэтом-"шестидесятником" Андреем Вознесенским. Это был третий брак Зои Борисовны, оказавшийся самым продолжительным и самым, вероятно, творчески продуктивным. Именно в союзе с Вознесенским она написала книги, в дальнейшем переведенные переводились на французский, итальянский, английский и многие другие языки мира. А Андрей Андреевич написал поэму "Оза", без которой русская литература стала ба беднее на одно вдохновенное, яростное стихотворное признание в любви. Ни для кого не секрет, что космически звучащее название поэмы – имя её "адресата" в виде анаграммы.
К тому же супруги отличались редким взаимопониманием. Как вспоминала Зоя Борисовна:
"И Андрей, и я не позволяли себе подстраиваться под то, что противно, делать в жизни то, что нам претит… Меня вызывали, когда я подписала письмо 63-х в защиту Синявского и Даниэля. После этого шесть лет не выпускали никуда за границу. Ну не выезжала – ну и что?".
Фото из архива Зои Богуславской / РГ
Зоя Богуславская и её сын от второго брака Леонид в 2011 году основали Фонд имени Андрея Вознесенского, прославившийся многими творческими инициативами, вполне успешными. Вообще, общественная и организаторская деятельность никогда не была в новинку для Зои Борисовны. Еще в 1960-е она приложила руку к созданию Ассоциации женщин-писательниц в России и Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. В 1991 году по проекту Зои Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия "Триумф" – за достижения в разных жанрах искусства. Премию вручал одноименный фонд, во главе которого стояла Богуславская. В 2010 году в рамках "Триумфа" возникли молодёжная и научная премии. Также его проект – книжная серия издательства "Эксмо" "Золотая коллекция „Триумфа“", в которой выходили авторские книги лауреатов и членов жюри премии: Олега Табакова, Михаила Жванецкого, Андрея Битова и многих других, а также сочинения основательницы премии. По ее инициативе проводились ежегодные фестивали искусств "Рождественская карусель" в Москве и разных городах мира.
В 2013 году, к 80-летию со дня рождения Вознесенского, Фонд Андрея Вознесенского учредил премию "Парабола", адресованную ныне живущим художникам. А годом ранее, 12 мая 2018 года, в день рождения поэта, в Москве был открыт культурный Центр Вознесенского. Именно на базе этого учреждения будет
отмечаться столетие Зои Борисовны.
В этом музейном центре на Большой Ордынке действует выставка "Всегда Зоя. Выставочный роман", в которой информация по истории Центра объединена с информацией из богатейшей биографии Озы (в обратной хронологии).
Закончим эту статью выдержкой из поэмы Андрея Вознесенского "Оза":
Выйду ли к парку, в море ль плыву –
туфелек пара стоит на полу.
Левая к правой набок припала,
их не поправят – времени мало.
В мире не топлено, в мире ни зги,
вы еще теплые, только с ноги,
в вас от ступни потемнела изнанка,
вытерлось золото фирменных знаков...
Красные голуби просо клюют.
Кровь кружит голову - спать не дают!
Выйду ли к пляжу – туфелек пара,
будто купальщица в море пропала.
Где ты, купальщица? Вымыты пляжи.
Как тебе плавается? С кем тебе пляшется?..
...В мире металла, на черной планете,
сентиментальные туфельки эти,
как перед танком присели голубки –
нежные туфельки в форме скорлупки!
Наши поздравления и пожелания вечной молодости Зое Борисовне!