Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Писательнице Зое Богуславской исполнилось 96 лет

Именинница известна не только как прозаик и публицист, но и как жена и муза поэта Андрея Вознесенского.

Зоя Богуславская. Фото: fb.ru
Зоя Богуславская. Фото: fb.ru

Влюбленный поэт прочитал имя женщины с конца и превратил его во вдохновенное "Оза".

Аве, Оза. Пребывай светла.
Мимолетное непрекратимо.
Не укоряю, что прошла.
Благодарю, что приходила.

Аве, Оза...

Отчужденно, как сквозь стекло,
ты глядишь свежо и светло.
В мире солнечно и морозно..
Прощай, Зоя.

Здравствуй, Оза!

Это строки из поэмы "Оза", которую Андрей Вознесенский в 1964 году посвятил своей возлюбленной и жене – Зое Богуславской.

Зоя Борисовна Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве в семье ученого Бориса Львовича Богуславского, одного из первых в СССР специалистов по кибернетике, а также известного учёного в области машиностроения, автора многих "технических" книг. Его дочь Зоя еще в школе начала писать. Девочка сочиняла сценарии литературных вечеров и маленькие тексты для драмкружка. Она очень увлекалась театром, и это повлияло на выбор профессии – если так можно сказать о творчестве.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фото: yandex.ru

Зоя Богуславская окончила театроведческий факультет ГИТИСа и аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. Зоя Борисовна начинала творческий путь в качестве театрального и кинокритика, а также работала редактором в издательстве "Советский писатель", читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. В 1960-х годах Зоя Богуславская написала монографии о советских классиках Леониде Леонове и Вере Пановой.

Сугубо литературный дебют у Зои Борисовны состоялся в 1967 году. Это была повесть "И завтра", вышедшая в журнале "Знамя" и сразу же была переведенная во Франции. В то время быть автором "толстых" журналов считалось чрезвычайно престижным. А Зоя Богуславская, помимо "Знамени", печаталась в культовых журналах "Новый мир" и "Юность". Читатели с интересом приняли ее повести "700 новыми", "Защита", "Наваждение", "Близкие". Также писательница вспомнила свое детское увлечение – и написала две "повести в диалогах" для театра. Пьеса "Контакт" вышла в театре имени Евг. Вахтангова, а "Обещание" репетировали во МХАТе, но спектакль запретили.

В пору своего творческого расцвета Зоя Богуславская считалась "писателем новой волны", а также последовательницей "трифоновской школы прозы", обращенной к человеку и его внутреннему миру. Именно за это Зою Борисовну и критиковали – считали автором аполитичным, увязшим в глубинах психологии. Но, несмотря на некоторое неприятие на родине, за рубежом ее основные произведения не раз переиздавались на французском, итальянском, английском и даже японском языках.

Зоя Богуславская никогда не прекращала писать, благо, жизнь давала ей богатейший материал для литературных трудов и публицистики. Она создала цикл эссе "Невымышленные рассказы" о встречах с деятелями российской и мировой культуры. Помимо отечественных литературных мэтров и выдающихся театральных деятелей - Аркадия Райкина, Юрия Любимова, Богуславской выпало счастье встречаться и общаться с зарубежными легендами искусства: эмигрантом из СССР Марком Шагалом, писателем Артуром Миллером, актрисами Лайзой Минелли, Брижит Бардо и многими другими. О них и повествует этот цикл. Зоя Богуславская не просто описывала свои впечатления от общения с артистами, но и поднимала целые культурные пласты, как было сделано в эссе "Время Любимова и Высоцкий", "Лайза и Барышников, Миша и Минелли" (имеется в виду знаменитый танцовщик, "невозвращенец" Михаил Барышников).

В более позднюю эпоху Богуславская написала художественно-публицистическую книгу "Американки" по следам общения с жительницами страны за океаном. Ее героинями стали бывшие и действующие "первые леди" - Жаклин Кеннеди, Бетти Форд, Нэнси Рейган — но также и рядовые обывательницы, вплоть до узницы женской тюрьмы. Книга вышла в начале 1990-х годов. Спустя два года вышло дополненное и расширенное переиздание "Американки плюс". В Америке этот труд стал не просто бестселлером, но и основой для ряда телефильмов. А в новой России Зоя Борисовна написала повести "Близкие" и "Окнами на юг", которые критика называла первыми художественными произведениями об истинно новых русских.


Фото: livelib.ru

И все же, несмотря на такую обширную и значимую собственную библиографию, Зою Борисовну часто воспринимают через призму "Озы" – как жену и музу Андрея Вознесенского. Богуславская трижды была замужем, от второго брака у нее есть сын Леонид Богуславский, ныне известный российский предприниматель. Третьим мужем писательницы стал знаменитый "шестидесятник", бывший на 9 лет ее младше. Третий брак оказался самым прочным. Богуславская и Вознесенский поженились в 1964 году - том самом, когда создана выдающаяся поэма в ее честь. Они прожили вместе 46 лет - вплоть до смерти Андрея Андреевича 1 июня 2010 года.

В память об Андрее Вознесенском Зоя и Леонид Богуславские учредили премию "Парабола", а также выступили с идеей создания в Москве культурного Центра Вознесенского, который и был открыт два года назад, 12 мая 2018 года, в день рождения поэта. Зоя Борисовна Богуславская – не только заслуженный работник культуры России, но и известная "общественница". Еще в 1960-е она была причастна к созданию Ассоциации женщин-писательниц в России и Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. В 1991 году по проекту Зои Борисовны была учреждена первая в России Независимая премия "Триумф", которая вручается за достижения во всех видах искусства. Премию вручал одноименный фонд, который возглавила Зоя Богуславская.  В 2010 году у "Триумфа" появились молодёжная и научная премии. С этой наградой связан книжный проект "Золотая коллекция „Триумфа“", в рамках которой в издательстве "Эксмо" вышли авторские книги лауреатов и члены жюри премии: Олега Табакова, Михаила Жванецкого, Андрея Битова, Бориса Гребенщикова и  многих других, включая и книгу основательницы премии. Также с ее инициативой связаны ежегодные фестивали искусств "Рождественская карусель" в Москве и разных городах мира.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская в возрасте. Фото: yandex.ru

Такая длинная, яркая, насыщенная жизнь лучше всего поддается не биографическому фиксированию, а поэтическому озарению. Как писал Андрей Вознесенский в поэме "Оза":

Лишь одно на земле постоянно,
словно свет звезды, что ушла, -
продолжающееся сияние,
называли его душа.

Зоя Борисовна, поздравляем Вас с днем рождения, пусть Ваше сияние всегда продолжается!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть