Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Новый театр в Воронеже заговорил с подростками на одном языке

21 февраля на большой сцене воронежского Дома актера состоялась премьера спектакля Нового театра "БегиОстанься".

Фото: Олег Шишлов
Фото: Олег Шишлов

Постановка является частью проекта #НайденаЖива, посвященного проблеме ухода подростков из дома. Также в рамках проекта Новый театр до конца сезона будет проводить встречи с подростками, находящимися в зоне риска, читки пьесы и ее обсуждение. Реализация проекта стала возможна благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Федерального агентства по делам молодежи.

Поиски

Проблема ухода подростков из дома стоит очень остро. Воронеж, к сожалению, в лидерах печальной статистики. Стенды пестрят объявлениями, а социальные сети пополняются все новыми и новыми публикациями о пропавших людях. Неслучайно, что идея создать проект о сбежавших подростках появилась у режиссера Виктории Шаламовой после очередной новости о поисках.

– Я вступила в группу ВКонтакте отряда "Лиза Алерт" и стала изучать, читать их посты, втянулась. Мне захотелось на эту тему поговорить. Позже я встретилась в Москве с двумя координаторами по поиску подростков. Они поделились историями из личного опыта. Потом мы уже стали в театре спрашивать, собирать материал, искать доноров текста, – рассказала режиссер спектакля "БегиОстанься".

Фото: Олег Шишлов

Чтобы рассмотреть проблему ухода из дома с разных сторон, артисты театра беседовали с подростками, их родителями, волонтерами-поисковиками из Воронежа и Москвы. Отбором материала и созданием на его основе документальной пьесы занималась драматург из Москвы Юлия Тупикина, написавшая совместно с Алексеем Германом младшим сценарий к фильму "Довлатов", победитель конкурсов "Любимовка", "Ремарка", "Евразия" и др. Это уже не первый опыт сотрудничества Нового театра с Юлией: в прошлом году она проводила лабораторию документальной пьесы на фестивале документального театра "Вербатимфест".

– Очень сложно найти драматурга, который, во-первых, занимался бы документальным театром, а это отдельный жанр и совершенно другая специфика. И, во-вторых, понимал бы особенность нашего театра – междисциплинарность. Это должен быть материал, подразумевающий небытовое решение. Я читала документальную пьесу Юлии Тупикиной "Хорошие новости", которую она создавала с Прокопьевским театром, и видела спектакль. Мне очень понравилось. Это и подтолкнуло к сотрудничеству. Также она много пишет для подростков. Опять же не каждый может. Должна быть определенная склонность к этому и интерес, – поделилась Виктория Шаламова.


Фото: Олег Шишлов

На одном языке с подростками


Выстроить доверительный разговор с подростками – задача не из простых. В рамках проекта "Класс-драма", второй большой части #НайденаЖива, артисты Нового театра знакомили школьников и воспитанников интернатов с пьесой "БегиОстанься" в формате читок с последующим обсуждением. Подростки реагировали по-разному. Порой закрывались и не шли на контакт, стеснялись открыто выражать свое мнение. Но большинство все же признавались, что тема им близка, а кто-то и вовсе не мог сдержать слез. Заговорить на языке подростков, как считает Виктория Шаламова, помогли реальные истории живых людей:

– Мне кажется, формат документального театра и повлиял на то, что подростки стали нашей целевой аудиторией. Им необходим новый язык, документальный, им нужна правда. Они не верят в театральность. Это их история, это жизнь, которая их окружает. Мы и сами в поиске нового, современного, молодого театрального языка. И подростки – как раз та аудитория, которая откликается. Им просто необходим какой-то новый ключ. Есть здесь и доля азарта, потому что подростки – сложная аудитория, и нам интересно найти к ним подход. Да мы, собственно, и сами ещё молодая команда – недалеко ушли.

Фото: Олег Шишлов

Однако с переносом спектакля на сцену возникала главная сложность: как тридцатилетним артистам сыграть тинейджеров. Ведь подростки, по словам Виктории Шаламовой, "будут как рентгеном просвечивать все происходящее на сцене". На помощь приходило общение, актерская техника наблюдения, изучение возрастной психологии, обращение к собственному опыту и воспоминаниям. Порой наблюдали за объектом исследования в его естественной среде обитания: в подростковых чатах и группах. И, кажется, успешно.

Премьера

В день премьеры два этажа Дома актера были плотно набиты людьми: педагоги с целыми классами подростков, родители с детьми, молодежь. Начала спектакля ждали в возбуждении.

Создатели спектакля "БегиОстанься" не стали изменять фирменному почерку Нового театра. Это авторская постановка, объединяющая драму, документальный текст, хореографию и музыку. Композитором стала Елена Нежельская, принимавшая участие в качестве музыкального редактора в создании музыки к оскораносным фильмам "Джокер" и "Звезда родилась". Пластическим решением занималась Мария Фролова, которая исполнила также и одну из центральных ролей в постановке.

Фото: Олег Шишлов

Самые тонкие переживания персонажей спектакля воплотились в хореографии. Но не только пластика стала говорящей. То, о чем обычно молчат подростки, выводится на экран в виде текста, звучит из динамика и со сцены, передается с помощью света и музыки. Текст расцвечивается разными чувствами: иронией, страхом, агрессией, грустью, отчаянием. И настоящие подростки, сидящие в зале, отрываются от экранов смартфонов, затихают и с искренним вниманием следят за происходящим.

– Мне нравится, как сказал Ромео Кастеллуччи: "Я просто что-то бросаю, а зритель пусть ловит как хочет. Сердцем, жизнью, ранами", – говорит Виктория Шаламова, рассуждая о роли театра, – зритель возьмет, что ему надо, какие-то свои впечатления. А может, и не возьмет. Одна знакомая актриса была на нашем спектакле "Как дети" вместе со своей дочерью-подростком, которой, по-моему, 14 лет. И она сказала, что после спектакля они шли и всю дорогу до дома разговаривали, обсуждали какие-то ситуации, связанные с персонажами, их жизнью, какие-то болевые моменты. Мне кажется, в данном случае сверхзадача была выполнена – просто состоялся разговор между двумя людьми, между мамой и дочкой-подростком. А спектакль стал поводом для разговора.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть