Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вениамин Каверин. Прививка честности.

Писатель родился 19-го апреля 1902 года. В повседневной непростой реальности он следовал планке порядочности, заданной героями его романов.

Фото: svlib.ru
Фото: svlib.ru

Путь Вениамина Каверина — замечательный пример простой истины, утверждающей что можно оставаться достойным человеком в любых жизненных обстоятельствах. При этом осуществлять самую главную задачу литератора — хорошо писать.

Каверин из тех плодовитых прозаиков, о которых поверхностный читатель может легкомысленно заявить: "его главный козырь - занимательность". Он  был всегда популярен, общедоступен. После выхода "Двух капитанов", он приобрёл особый знак качества. Его можно экранизировать, ставить в  театре, ставить другим в пример.

Фото: gazetaeao.ru

И возникает риск —  стать очередным продуктом ширпотреба. К тому же, благосклонность критики и власти. Так можно забыть о главном достоинстве — писательском мастерстве. Слава богу, с  автором этого не произошло. Случилось другое, приятное и справедливое —  общенародное признание.  И хотя количество тиражей не показатель литературного качества авторских произведений, подлинный неослабевающий читательский интерес — верный признак писательского класса.

Сестра каверинской музы — лёгкость. Он начинал, отталкиваясь от трёх эстетических данностей, приключения, фантастика,  "формальная" литературная школа.



Фото: cdn.eksmo.ru

Можно условно разделить его творчество на три основных этапа, - формальное юношеское ученичество, откровенный романтический реализм зрелости, подёрнутый мемуарной дымкой, ироничный сказ, напоминающий французских мудрецов —  просветителей 18-го века.

Вениамин Александрович —  мастер пластичности слова. Ему подвластно всё! Порой он не чужд мистификации, иногда звучат горькие, раздражённые и темпераментные, цицероновские ноты, особенно в последних текстах, воспоминаниях. Но интересно проследить причудливую доминанту его предпочтений с самого начала.

Фото: infourok.ru

На Псковщине стоял 96-й пехотный полк. Был в том полку оркестр. И капельмейстер того оркестра, Абель Абрамович Зильбер взял, да и женился  на Анне Григорьевне Дессон, владелице музыкальных магазинов. И пошли дети. Кто тогда знал, что рядовой этот провинциальный семейный союз даст родной культуре и науке преинтереснейшие явления?

Первенец, Лев, станет известнейшим вирусологом, близким другом Вавилова. Из-за этой дружбы  попадёт в лагерь, отбудет два срока. Даст советской стране множество научных открытий, как и положено крупному учёному. Елена выйдет замуж за Юрия  Тынянова, Мира за Исаака Руммеля, первого директора Народного дома им. А.С. Пушкина. Давид станет военным врачом, Александр —  композитором. Подробности эти крайне важны, потому что по мере возникающих жизненных обстоятельств, семейство Зильберов породнится с отпрысками Николая Заболоцкого и Евгения Шварца. Сам же Вениамин Александрович женится на младшей сестре того же блистательного Тынянова.

Фото: sergey-life.ru

А пока он только что родился 19-го апреля 1902 года. Семья большая, дружная, и ничего не мешает развитому, хорошо воспитанному мальчику сдать приёмные испытания в приготовительный класс Псковской губернской гимназии.

Проучился в этом заведении шесть лет, был отмечен за отроческие таланты к гуманитарным дисциплинам.

Конечно, Каверин скромничает в автобиографических "Освещённых окнах", выставляя свою усреднённость в гимназические годы.

Хорошенькое дело, поступить и закончить параллельно Ленинградский институт восточных языков, занимаясь арабистикой, и Ленинградский же университет, историко-филологический факультет!


Фото: kids.azovlib.ru

К 1924-му году он был обладателем сразу двух дипломов. Говорит сама за себя диссертация, которую он защитил в 1929-ом году —  "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского". Феномен этой темы: Сенковский был литератором, издателем, и редактором знаменитого журнала "Библиотека для чтения". При этом он профессиональный арабист. Ах, как напишет Тынянов в своём прекрасном  романе " Смерть Вазир Мухтара" о Сенковском! В те же 30-е годы. А не консультировал ли арабист Каверин своего родственника и собрата по литературному направлению? Впрочем, догадки, упоминания…

 Каверин был активным участником объединения "Серапионовы братья". Литературоведческой формальной школы, где властителями дум были Шкловский, Эйхенбаум, тот же Тынянов. А " Серапионы", Слонимский, Зощенко, Тихонов, прочие, и с ними Каверин шли своей дорогой родной словесности. Шёл крайне самостоятельно, никому не подражая.

Фото: knigokup.ru

 И псевдоним взял старозаветный, гусарский. Упомянут существовавший гусарский поручик, Каверин, в " Онегине", добрый приятель и партнёр по картам и вину, А. С. Пушкина.

 При Советской власти и писали, и поступали в тех или иных обстоятельствах кто как сумел, а не кто, как решил. Тихонов добился степеней известных, Зощенко —  поразительной славы и поразительного шельмования, Слонимский —  вполне академически. Каверин — удачно. Что примечательно, для удачи этой  чужие и начальнические шпоры не лобызал.

У него не было кровавых фронтовых опытов Первой Мировой и Гражданской, как у Булгакова, Шкловского, Зощенко, Бабеля. Он был из молодого поколения  вышедшего, преимущественно, из интеллигентных семей, и ступивших на зыбкую почву " писателей-попутчиков".

Фото: infourok.ru

Им владела, как многими молодыми искателями новой необычной романтики, муза дальних странствий, фантастические лабиринты, которые предлагал 20-й век. И формализм, скорее придуманный чем всерьёз избранный, диктовал новые формы, ритмы, обращение со словом.

Он пестовал фантастические сюжеты, примеряясь к прихотям века. Его тянуло на исторические плодородные земли. Первый опубликованный рассказ - " Хроника города Лейпцига за 18...год".

Это 1922-й год. А в 1923-м выходит сборник " Мастера и подмастерья". Это отчётливое влияние " Серапионов", с фантазмами, изысками, поворотами. Приходится удивляться неистощимому трудолюбию —  в период работы над диссертацией изданы два полноценных романа. " Девять десятых судьбы", " Конец хазы"  в 1925-ом году —  зрелый переход к реалистическому письму. Опыт авантюрного романа —  "Скандалист, или вечера на Васильевском острове"  в 1928 ом году.

Фото: youla.ru

Последним " формальным"  романом в ранней советской литературе окрестили критики книгу вполне таинственную, и написанную мастерски — " Художник неизвестен". 1931 год.

   Роман " Исполнение желаний"  в двух частях (1934- 36-й годы) при всей своей оригинальности кажется сейчас репетицией перед " Двумя капитанами". Они выходили по частям, первая в 1938-ом, вторая в 1944 годах. Но что примечательно —  вторую часть он начал писать ещё до войны. Военная тема органично легла на детективно приключенческую историю. Можно сказать, что это первый советский филологический детектив. Советский лётчик, фронтовик прежде всего — интеллектуал нового типа.

Он был военным корреспондентом на Северном флоте в военные годы. Там шли особые баталии. Его статьи и очерки в местных и центральных изданиях послужили материалом даже для военных историков.

Фото: russianemigrant.ru

За " Два капитана"  он получает Сталинскую премию второй степени. Он награждён орденом Красной звезды в 1945-ом. Все дороги в официальную литературу для удачливых и угодных ему открыты. В наступившие непростые послевоенные годы он делает главный выбор: не примыкает к  "компании против космополитизма". Не участвует в закулисных шашнях Союза писателей. Но главное, пишет свою знаменитую трилогию "Открытая книга", о первых советских микробиологах, где темы эпидемий, войны, пенициллина, лагерей и любви шествуют через коридоры отечественных НИИ, московские квартиры, среднеазиатские степи, лаборатории, партийные конференции. Его писательская честность  поражает тем, что в повседневной опасной реальности он следует планке порядочности, заданной героями его романов. Или они идут за его нравственной природой, что, конечно, вернее.

Фото: polit.ru

Ещё будучи корреспондентом "Известий" на Ленинградском фронте, он пишет о неудачных действиях командования в боях на карельском перешейке. Это был риск неимоверный, самоубийственный, но он сознательно шёл на него, потому что о войне врать не полагается честному писателю. То же самое он делал, когда писал о военных буднях в Мурманске и Архангельске. И, главное, его статьи и рассказы выходили в газетах и даже боевых листках. Люди их читали. Точно также он поведёт себя в 1946-ом году во время травли его старого друга, Зощенко. Другие переходили на другую сторону улицы, чтобы не здороваться с выдающимся опальным писателем, а Каверин специально прогуливался под руку с Зощенко, курсируя по Невскому и Литейному.

Фото: ozon.ru

Он знал о "Всевидящем оке". Он знал о нём и в 1956-ом году, уже в "оттепель", не отказался от редакторства альманаха "Литературная Москва", запрещённого партийными властями.

  Первая часть "Открытой книги", вышедшая в журнальном варианте в 1948-ом году претерпела форменный официальный разгром.  Вести себя независимо после подобных предупреждений не рекомендовалось. А он не обратил внимания.  На 2-ом съезде Союза писателей, уже после смерти Сталина в 1954 году, он выступал одним из первых, говорил о том что писателей, вырванных насильно из литературы, следует восстановить в правах и вернуть читателю.

Он отказался участвовать в травле Пастернака, в связи с "Нобелевкой" за "Доктора Живаго". Подписывал обращение в защиту Синявского и Даниэля. Защищал Солженицына,  порвал отношения с "серапионовцем" Фединым, за отказ его как редактора напечатать "Раковый корпус". В 1962 году, когда в "Молодой гвардии" выходила "Жизнь господина де Мольера" Булгакова, он первым, в редакторской справке упомянул "Мастера и Маргариту" этого автора.


Фото: libmir.com


Он был сам по себе. Жил в Переделкино. Писал много. Если просили насущную статью, откладывал рукопись повести или романа, писал статью, если было интересно.

Катились годы, правительственные награды, новые произведения. "Неизвестный друг", "Кусок стекла", две пьесы, автобиографическая и мемуарная проза. При этом в романе "Перед зеркалом", о русской художнице эмигрантке, включает в ткань повествование подлинные документы. В 1972-ом году это было почти немыслимо, закручивались "оттепельные" гайки. А он делал как должно честному художнику, а иначе не мог. Он не бросает темы советских учёных. Не только из-за брата. Просто она его интересует. Роман "Двухчасовая прогулка"  —  возвращение к "Открытой книге", только в другие времена, в другой стране.

    Последние годы жизни проходили ровно. Прекрасные дети, прекрасные внуки. Ему не в чем было себя упрекнуть, пройденные им трудные годы, даже в "вегетарианские времена" (определение  Анны Ахматовой) не тяготили его писательской совести. Сын Николай вспоминает, что в силу интеллигентности и безупречного вкуса, Вениамин Александрович не любил кичиться своей последовательностью "в роковые минуты". Последнее  мгновение прервало его жизнь 2-го мая 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он любил весну и Москву, и навсегда остаётся с ними.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть