Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков
Сегодня, 10 октября, в Новой Третьяковке начала работу выставка "Николай Рерих", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника и мыслителя, пишут РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора галереи по научной работе Татьяну Карпову. По ее словам, это первая экспозиция наследия художника в ГТГ за 65 лет. Для неё собрали более сотни произведений из 18 музеев нашей страны, Российского государственного исторического архива и фондов Третьяковки. Привлеченные к выставке полотна были выбраны более чем из пяти тысяч работ. Столько сегодня насчитывает наследие Рериха.
Также госпожа Карпова отметила, что идеи объединения Востока и Запада, выраженные в творчестве Рериха, сегодня очень актуальны. В выставке сделан акцент на том, что сам художник внес большой вклад в открытие культуры Востока "западному" человеку. Потому работы Рериха сформировали в виде двух больших пространств, одно из которых символизирует России, второе — Восток. У первого зеленая гамма оформления, у второго – желтая. В планировке пространств использованы священные символы двух цивилизаций: крест и колесо Сансары. Внутри огромных зон выделены тематические разделы. Это, к примеру, работы Рериха в русле иконописи, связанные с древнерусской архитектурой и зодчеством и театральные декорации.
Последние можно назвать изюминкой экспозиции. На ней представлены эскизы Рериха к четырем спектаклям: балету "Весна священная" Стравинского, спектаклю "Пер Гюнт" в МХТ имени Чехова, операм "Князь Игорь" и "Снегурочка". Особую ценность имеет задник к "Половецким пляскам", которые ставил Сергей Дягилев в 1909 году в Париже. Занавес хранился в частном собрании в Лондоне, откуда его выкупили в прошлом году. Для покупки занавеса была отправлена в Лондон "экспедиция" из работников галереи, в музее он проходит процесс трудоемкой реставрации. Завершена первая стадия реставрационных работ, что позволило выставить произведение искусства на публику.
Выставка предположительно закончится 14 января. Её куратором является Владимир Никишин, архитектор выставки – Евгений Асс.