Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра
22 апреля 2024
Чем чёрт не шутит. Спектакль "Ночь перед Рождеством".
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 февраля 2024 11:00

Крылатые качели Евгения Крылатова

Исполнилось 90 лет со дня рождения композитора.

Евгений Крылатов. Фото: © Михаил Метцель/ ТАСС.
Евгений Крылатов. Фото: © Михаил Метцель/ ТАСС.

В биографии Евгения Крылатова (1934 – 2019), возможно, самое удивительное – фамилия, красивая, звучная, словно бы предвещающая необыкновенное будущее. "Предчувствие" не обмануло. Евгений Павлович талантом и трудом заработал звание Народного артиста РФ, высшие знаки государственного отличия – Государственную премию СССР в 1982 году и Премию президента России в 2015 году… Вот только человек с "крылатой" фамилией был не отпрыском аристократов или интеллигенции, а выходцем из простой рабочей семьи.

Евгений Крылатов родился в День Красной армии, 23 февраля 1934 года, в уральской Лысьве. Его отец и мать, Павел и Зоя, работали на промышленных предприятиях. С двухлетним сыном они переехали в Мотовилиху — рабочий пригород Перми, где также устроились на завод. Будущий композитор окончил Мотовилихинскую музыкальную школу и Пермское музыкальное училище, а затем Московскую государственную консерваторию, причем учился сразу на двух факультетах. По классу сочинения его наставником был профессор Михаил Чулаки, в то время уже являвшийся директором Большого театра СССР. А по классу фортепиано – Владимир Натансон, видный пианист и музыковед. Крылатов учился с такими светилами музыкального мира, как Альфред Шнитке, Алемдар Караманов, Эдуард Лазарев. Тогда они все были еще не светилами, но "многообещающими". Судьба сдержала обещания.

Для защиты диплома Евгений Крылатов написал несколько сочинений, среди которых был балет "Цветик-семицветик". В 1965 году балет поставили на сцене Большого театра, где он "задержался" на целых пять лет. Этот успех настроил Крылатова на дальнейшее сотрудничество с драматическим театром. Он написал музыкальное сопровождение к спектаклям из "золотого фонда" сценической классики: "Недорослю" и "Горю от ума" в Малом театре, "Ревизору" в Рижском театре русской драмы, "Ромео и Джульетте" и другим. Его произведения вместе с этими спектаклями стали звучать по радио.


Евгений Крылатов. Фото: © Виктор Великжанин/ ТАСС

Евгений Крылатов оставил нам огромное количество сочинений в разных жанрах: симфонической, камерной, эстрадной музыки, мелодий для театра, радио и телевидения. Но в глазах массового зрителя подлинным триумфом композитора стало творчество в кинематографе и мультипликации.

Не кто иной, как Крылатов написал знаменитую "Колыбельную медведицы" для мультика "Умка" (1969 год, режиссёры В. Попов и В. Пекарь). Эта песня сыграла особую роль в творческой судьбе Евгения Павловича. Также для "разминки" он создал музыку к мультипликационному фильму "Дед Мороз и лето" (режиссёр В. Караваев). В числе культовых мультфильмов с музыкой Крылатова необходимо назвать мультипликационную трилогию В. Попова "Простоквашино".


Кадр из мультфильма "Умка". Фото из открытых источников. 

Одним из первых художественных фильмов, где звучали сочинения Крылатова, было "Достояние республики" 1971 года. Бывают, что песни, написанные для кино, остаются "достоянием" только этих лент: органично звучат в них, но не начинают самостоятельную жизнь. Лучшие песни Евгения Крылатова являются самостоятельными культурными продуктами. Их поют по сей день, порой забывая, из каких фильмов эти песни некогда "вышли". Без сомнения, таковы "Песенка о шпаге" (не только в виртуозном исполненной Андрея Миронова в фильме "Достояние республики", но и сама по себе),  "Лесной олень" из картины "Ох уж эта Настя!", "Ольховая серёжка" из сериала "И это всё о нём", "Крылатые качели" из "Приключений Электроника", "Три белых коня" из "Чародеев", "Прекрасное далёко", звучавшая в "Гостье из будущего". В этом заслуга не только композитора – хотя без него ничего бы не вышло. Но самые известные произведения Крылатова стали таковыми потому, что их перевыпускали на дисках уже в новое время, в девяностые и "нулевые" годы. Альбомы носили характерные названия "Крылатые качели", "Люблю тебя", "Чародеи и другие", "Лесной олень и другие", "Гостья из будущего и другие…", "Серёжка ольховая", "Прекрасное далёко (2)", "Всемирная музыкальная история", "Grand Collection" и т.д.


Кадр из фильма "Достояние республики". Фото из открытых источников. 

Из кинофильмов, "украшенных" мелодиями Крылатова, надо еще назвать "Ищу человека" М. Богина, "Не болит голова у дятла" Д. Асановой, "Смятение чувств", "Лиловый шар" и "С любимыми не расставайтесь" П. Арсенова, "Дети понедельника" А. Суриковой, "Не покидай" Л. Нечаева. Особенно дорогим композитору был советско-болгарский художественный фильм "Русалочка", снятый в 1976 году режиссёром Владимиром Бычковым. Широкие слои советского населения его, кажется, не видели…
 
Вообще, Евгений Крылатов четверть века был, наверное, самым востребованным композиторов советского и российского кинематографа. С ним желали сотрудничать ведущие режиссеры и выдающиеся поэты. Крылатов клал на музыку стихи тёзки Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Леонида Дербенёва, Игоря Шаферана, Ильи Резника, Михаила Пляцковского и – чаще всего, когда работал для детей – Юрия Энтина. Вместе эти двое породили более 70 песен. Среди них – великолепные "Крылатые качели" – песня "без возраста" и для любого возраста. Впервые она прозвучала в фильме "Приключения Электроника". А потом уже полетела "выше ели" и "не ведая преград" – её поют на домашних посиделках, у костра, с эстрады, со сцены, на корпоративах, в детских садах и в институтах. Пусть сегодня, в день рождения композитора, она прозвучит и на "Ревизоре.ru". К слову, за Электроника поёт девушка - Елена Шуенкова. 



В преддверии 90-летия со дня рождения Евгения Крылатова известный журналист Андрей Максимов написал статью его памяти. Она так и называется: "С Евгением Крылатовым хотели работать режиссеры, причем лучшие".

В материале Максимов не только излагает уже известные нам факты биографии Крылатова, но и делится личными воспоминаниями о нем. По его словам, друзьями они с композитором не были, но часто общались. Отсюда такие тёплые, даже интимные подробности:

"Евгений Павлович, как мне кажется, не суетился вовсе. Во всем его красивом облике седого большого человека жила какая-то значительность. Он был очень знаменит. Его песни пела вся страна - и это не преувеличение. …

Знаменит был. А звездной болезнью не болел. Красоваться не любил. Красоваться, напомню - "красовать себя" - глагол возвратный. Так вот Евгений Павлович никогда себя не "красовал".

Помню, как переживал из-за того, что его мама, Зоя Николаевна, не застала его славы. Она умерла в год, когда вышел первый знаменитый мультик с его музыкой - "Умка". Он хотел быть знаменитым для мамы, а не для премий и красных дорожек. И переживал, что не успел.

… В общении Евгений Павлович был удивительно спокойный, теплый и оптимистичный человек. Я не слышал, чтобы он жаловался. Однажды он говорил про то, как лечил зубы. Мало оптимистичная история, казалось бы. Но он с таким восторгом рассказывал, как все хорошо получилось и недорого обошлось, что прям хотелось немедленно бежать к зубному".

А еще Максимов пытается проникнуть в тайну очарования, которое придавала кинокартинам музыка Крылатова:

"Что делает композитор в кино? Создает зрителю настрой, а не просто музыкально оформляет фрагменты. Вспоминаю, например, начальные титры замечательной картины "Достояние республики". Впереди ждут знаменитые хиты Андрея Миронова: "Вжик, вжик, вжик" и "Этот город мной любим", а пока – только музыка. Но в ней уже есть все: и какие-то едва заметные, но заметные все же отсылы к двадцатым годам; и романтика революции, которая, как к ней ни относись, в этой картине есть; и дух приключений и авантюризма. Понимаю, почему с Крылатовым хотели работать режиссеры, причем лучшие: он умел настроить зрителя.

…Мне кажется, главное в его песнях ровно тоже, что в общении: спокойствие, теплота и оптимизм. Если слово "теплый" можно отнести к песням, то, без сомнения, к песням Крылатова.

…Он словно понимал: слушателю и зрителю в любые времена не хватает тепла и радости. Нет такого человека, который бы не нуждался в том, чтобы его согрели. А коли так - пусть его согреет песня".


Кадр из мультфильма "Зима в Прстоквашино" с песней Евгения Крылатова. Фото из открытых источников. 

Евгений Крылатов умер от двусторонней пневмонии 8 мая того же 2019 года, когда отметил свое 85-летие. Скоро пять лет, как выдающегося музыкального деятеля нет с нами. Но песни остались и, как правильно заметил Андрей Максимов, греют.

…Мне кажется, именно таким людям, а не политикам, стоит говорить: "Спасибо за наше счастливое детство!"
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть