За роялем Денис Мацуев. Все фото автора.
Пресс-конференция, спикерами которой выступили артистический директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет и директор "Русского концертного агентства" Дмитрий Гринченко, подвела итоги нынешнего особо успешного форума. Спектакль "Не покидай свою планету", визитная карточка фестиваля, впервые был показан в этом году в пост-программе. Константин Хабенский убедил зрителей "не покидать фестивальную планету Башмета". Зимний международный фестиваль искусств состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ.
Пресс-конференция.
Гала-концерт закрытия XVI Зимнего сочинского фестиваля зазвучал медью "Праздничной увертюры" Дмитрия Шостаковича в исполнении молодых музыкантов ВЮСО под управлением художественного руководителя всего фестивального события Юрия Абрамовича Башмета. Две последовавшие за ней интересные музыкальные новинки оттенили классическую оркестровку Шостаковича использованием звучания национальных инструментов. Китайский композитор Чжии Ван написал пьесу для дизи, пипы и симфонического оркестра. Музыканты Квок Чун Хей (дизи), Люн Ка Лок (пипа), дирижер Николай Цинман и ВЮСО исполнили мировую премьеру на сочинской сцене. Мягкое "пейзажное" звучание музыки вызвало приятную слуховую рефлексию. Бамбуковая флейта дизи и пипа из древесины махагона создали атмосферу высокогорья древних буддийских монастырей.
Эльсана Габараева, победитель конкурса композиторов, организованного Русским концертным агентством и Юрием Башметом в 2020 г., в композиции "Осень моей весны" на две народные темы вывела сольные инструменты – доули (осетинский барабан), баян, рояль и... звуки дождя. Композитор призналась перед концертом, что очень волнуется перед мировой премьерой. Название связано с грузинским режиссером кукольного театра Резо Габриадзе. Пьеса посвящена бабушке Эльсаны, а тема колыбельной отсылает к маленькому сыну автора.
Два знаковых сочинения Петра Ильича Чайковского предстали публике в исполнении двух знаковых солистов российского музыкального Олимпа. Александр Рамм и Денис Мацуев – титулованные победители Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Вариации на тему "Рококо" для виолончели с оркестром и Первый концерт си-бемоль минор были разделены увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта" П.И. Чайковского, исполненной ВЮСО. Место за дирижерским пультом занял сам Маэстро Башмет.
Александр Рамм и Юрий Башмет на поклоне.
Во втором отделении заключительного концерта после масштабного фортепианного опуса Петра Ильича, сыгранного в пианистически крупном стиле Дениса Мацуева, последовал изящный сольный бис пианиста. Ария с вариациями из сюиты ми мажор Генделя была роскошно барочной и тонко выразительной. А на "сладкое" преподнесли, конечно же, легкий джаз. Юрий Башмет задал тему импровизации, непринужденно сыграв на рояле мелодию "Подмосковные вечера". Следующим "взял слово" Денис Мацуев, и в четыре руки с альтистом-пианистом Башметом джазовый дуэт зажёг зал.
XVI фестиваль, по словам Дмитрия Гринченко, невероятно поднял планку творческого уровня событий, насыщенности программ и проектов. Это новый вызов для команды будущего XVII форума. Две недели концертов прошли с нарастающим аншлагом, вызывая ажиотаж публики. Также на итоговой пресс-конференции Юрий Абрамович Башмет подчеркнул важность факта совместного музицирования состоявшихся музыкантов и молодых оркестрантов юношеского оркестра. Лучшего мастер-класса и придумать нельзя. Момент истины сценического выступления и максимальной концентрации исполнителей есть превосходная практика для ребят, а также великолепный пример мотивации к овладению молодежью профессиональным мастерством. Это является одной из фундаментальных задач фестиваля в целом.
Китайские музыканты.
Действительно, фестиваль качественно и количественно повзрослел в этом году, как и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери, уже восемь лет подряд появляющийся на фестивальной сцене. Спектакль "Не покидай свою планету" с Константином Хабенским в главной роли состоялся уже постфактум основной программы фестиваля, поставив заключительный аккорд и перекинув смысловую арку к следующему XVII сочинскому фестивалю Башмета.