Народная артистка России Хибла Герзмава исполняет партию Тоски. Фото автора.
В качестве музыкального приношения Народной артистке СССР, солистке Большого театра первой величины Маквале Филимоновне Касрашвили был выбран пуччиниевский шедевр не случайно. Партия
Флории Тоски – знаковая в репертуаре певицы, ее коронная роль. На протяжении более 40 лет своей сценической жизни неподражаемый голос Маквалы-Тоски дарил слушателям незабываемые эмоции. Благородство образа героини рождалось из вокальной и артистической безупречности певицы, гармонии внутреннего и внешнего облика яркой личности оперной звезды.
Маквала Касрашвили родилась 13 марта 1942 года в грузинском городе Кутаиси. Ей было начертано на роду стать гордостью не только своих соотечественников. С 1966 года ее сопрано стало блистать на сцене Большого театра в Москве.
Примадонна, королева сцены, кумир многих поклонников Маквала Филимоновна появилась в зале "Зарядье" заранее, скромно заняв свое место среди публики. Но ее сразу заметили, начались аплодисменты. Она тепло приветствовала прибывающих зрителей, обаятельно улыбалась и мило махала всем рукой. На заднике сцены красовалось огромное эффектное фото певицы в образе Тоски.
Маквала Касрашвили.
Елена Васильевна Образцова была коллегой, соратницей и другом Маквалы Касрашвили. Всю жизнь их связывала большая сердечная и профессиональная привязанность. Маквала Филимоновна после ухода из жизни подруги осталась верна дружбе в лице Благотворительного фонда Елены Образцовой, сотрудничая с организацией.
В центральных партиях оперы выступили лауреаты международных вокальных конкурсов Елены Образцовой, за которых очень искренне волновалась нынешняя юбилярша. Каварадосси спел солист Красноярского театра оперы и балета Михаил Пирогов, Скарпиа – солист Новосибирского театра оперы и балета Алексей Зеленков, Анджелотти - выпускник Молодежной оперной программы Большого театра Алексей Кулагин, Сполетта - участник Молодежной оперной программы Большого театра Алексей Курсанов, Ризничий – солист Московского театра Геликон-опера Георгий Екимов.
В честь своей старшей коллеги выступила очень титулованная Тоска, Народная артистка России, Народная артистка Абхазии Хибла Герзмава. Ее мощное сопрано, крупное в своем развороте, отшлифованное в деталях и выразительное в вокальном драматизме уверенно мастерски выстраивало фразы и всю драматургию роли. Голос звучал полнокровно, заполняя все дальние уголки пространства. Каждый выход Хиблы из-за кулис на сцену сопровождался авансом аплодисментов, уход, соответственно, вызывал заслуженные овации.
Тенор Каварадосси-Пирогова был красивым по тембру, напористым, сильным и устойчивым в громких местах, срывая аплодисменты после высоких нот и сольных сцен. Чуть не хватило разнообразия в тихих динамических градациях. Возможно, оркестр провоцировал на масштабное звучание, поддавая вовсю фортиссимо в кульминациях.
Сильной натуре Скарпиа в исполнении Алексея Зеленкова не доставало должного зловещего натиска шефа полиции, но в целом баритон был уверен и вокально добротен.
По окончании спектакля-концерта Маквала Филимоновна Касрашвили поднялась на сцену и теперь уже без ограничений обняла каждого солиста. До отказа набитый зал рукоплескал неувядающей Тоске-юбилярше.