Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пеж-гаги "Яг-Морта" из Сыктывкара

Национальный балет "Яг-Морт" на музыку Якова Перепелицы - визитная карточка Государственного театра оперы и балета Республики Коми на VI фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Свой новый творческий продукт коллектив Театра оперы и балета Республики Коми показал на сцене Культурного центра "Меридиан" в рамках своих гастролей на VI фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку", который проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов. Дирижировал оркестром театра Никон Родюков.

Балет-легенда "Яг-Морт", написанный Яковом Сергеевичем Перепелицей в 1961 году к 40-летию Коми АССР и ставший символом национального искусства, предстал обновленным на апрельской премьере этого года в Сыктывкаре. Хореографом-постановщиком нового спектакля выступил Александр Рюнтю, сценографом и художником по костюмам - Юрий Самодуров. Сюжетная линия с использованием народного эпоса Коми основана на либретто Геннадия Тренева в редакции Екатерины Ширяевой.

Яг-Морт обозначает "лесной человек" - персонаж, родившийся из верований народа, живущего в суровых условиях лесного севера. Народная фантазия людей, привыкших к опасностям и трудностям выживания, издавна одухотворяла природу, наделяла необьяснимое человеческими качествами, переплавляя свои страхи и незнания в фантасмагорию легенд и сказок.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Гости с Севера привезли фестивальной публике балет-самоидентификацию. За два действия спектакль рассказал о народных промыслах края Коми, о праздниках и обрядах, о великолепии природных богатств. Совокупность хореографии с колоритом национальных костюмов, с мерцанием натуральных мехов и также использованием видеомэппинга, осуществлённого XO Studio, обеспечили яркость эффектному восприятию балетной постановки. На видеозаставке спектакля зрителям были показаны Столбы Выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр, объекты культового поклонения коренных народностей. Этот геологический памятник - победитель конкурса "Семь чудес России" от Республики Коми.

Идея сказочно-фантазийного повествования - взаимодействие человека и окружающей среды, которая олицетворена в разного рода духах. Всевозможные пеж-гаги (лесная нечисть), лесные духи, ожившие деревья, живые пни, лесная колдунья Ёма и сам красавец дух леса Яг-Морт в подобающих костюмах красовались во втором акте. Вспомнились известные классические балеты, показавшиеся пресными и заезженными, так свежо и оригинально выглядело происходящее на сцене.

Первый акт был не менее запоминающимся. Картины из жизни народности Коми, промышляющей охотой, рыболовством, оленеводством воспринимались чуть-чуть, как номера из репертуара ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Было с чем сравнить. Очень украсил действие момент выступления воспитанников Детской студии классического балета при сыктывкарском Театре. Комичный и действительно веселый номер с вениками, еще лучше "прозвучавший" из-за разнобоя в неточном выполнении фигур, получил заслуженные аплодисменты. А летящие нарты, запряжённые девушками-оленями, и вовсе вызвали восторг публики, особенно, если "тройкам" удавалось синхронно выбрасывать ножки, которые подчеркивали залихватский ритм музыкального сопровождения.

Музыка балета красива, разнообразно ритмична, с выразительной мелодикой лирических фрагментов. Думается, что в первую очередь благодаря ей балет держится в репертуаре театра много десятилетий и вновь обновляется. Композитор Яков Перепелица сохранил традиции классических партитур, сложившихся формул оркестровки музыкального материала, но с большим вкусом ввел национальный фольклор в тематическую ткань. Автор написал партию хора, которому хореограф выстроил мизансцены с балетом во время праздника в деревне, а художник одел хористов в нарядные костюмы.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Как часто бывает, отрицательные персонажи в спектакле были очень характерными и выразительными. Роман Миронов, Заслуженный работник РК, лауреат премии Правительства Коми неизменно притягивал внимание. Весь комплекс мастерства и внешности артиста - пластика, владение телом, мимика, подчеркнутая макияжем, высокий рост и стать - работали на образ его героя. Подружка Яг-Морта колдунья Ёма, воплощённая Натальей Супрун, Заслуженной артисткой РФ, Народной артисткой РК, не уступала своему предводителю по убедительности образа, точно реагируя на музыкальный размер и ритмические акценты.

Интересное впечатление произвел коллективный танец лесных духов и болотной нечисти, а именно, простой, но завораживающий чем-то хореографический рисунок движений артистов, размахивающих руками с сундуками сокровищ. По повелению Яг-Морта страшилки пеж-гаги несут к ногам деревенской девушки Райды (Анастасия Лебедик) знаки любви мифического героя к его возлюбленной в человеческом облике. Именно она в финале спектакля спасёт духа леса Яг-Морта от руки её любимого парня охотника Тугана (лауреат премии Правительства РК Ринат Бикмухаметов). После лесного пожара люди и Яг-Морт, наконец, заключают завет чтить законы природы и беречь её, чтобы лесные духи не мстили человечеству. В свете сегодняшних экологических проблем, казалось бы, просто балет-легенда сыктывкарцев, а заставил поневоле задуматься о волнующих вопросах сохранения природы.

Хореограф-постановщик Александр Рюнтю бережно отнёсся к музыке, сохранив налёт романтизма и чистой лирики в постановочном решении. Спектакль произвёл большое впечатление на публику, устроившую долгие овации гостям из Сыктывкара.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть