Все фото предоставлены Рязанским театром драмы
Надо отметить, что гастроли носят обменный характер. 16 июня стартовали показы Рязанского театра драмы в Сыктывкаре в рамках федерального проекта "Большие гастроли". Событие значимое: впервые в своей истории театр из Рязани представляет свои постановки зрителям Республики Коми. Не менее важно и для рязанских театралов знакомство со сценическим искусством артистов северного региона.
Мэтр Роше
Государственный академический театр драмы им. В. Савина дал премьеру мюзикла "Ищите женщину" в апреле 2023 года. Само это произведение написано композитором
Владимиром Баскиным и его частым соавтором, либреттистом Евгением Муравьевым, несколько раньше – в театрах России мюзикл идет с 2021 года. Согласно определению создателей, это "музыкальный детектив" для аудитории 16+. Впрочем, невозможно сказать, что это зрелище "только для взрослых". Тем более – в исполнении драмтеатра Республики Коми. У режиссера Юлии Экрот (лауреата премии правительства Республики Коми) и художника-постановщика Анны Голенок получился детектив едва ли не уютный, камерный, очень милый и атмосферный. Обстановка конторы, туалеты персонажей, немногочисленный, но выразительный сценический антураж словно бы приглашали зрителей в будни французского среднего класса середины ХХ века. Музыкальное оформление Николая Григорьева вкупе с вокально-танцевальными номерами, прописанными авторами мюзикла, довершало впечатление действа легкого, нестрашного, практически развлекательного.
Полицейский Максимен
Спектакль достаточно "невинен" в эротическом плане, все любовные интриги, ставшие двигателями действа, показаны на уровне разговоров. Точно так же на сцене не появляется жертва убийства, а драка, необходимая для задержания преступника, – это техничный сценический бой, поставленный Константином Кармановым, лауреатом премии Правительства Коми. Иными словами, в спектакле нет никакого "шок-контента" – а есть характерная для детектива фигура "сыщика-любителя", оказывающегося прозорливее и проницательнее профессиональных служителей закона и выводящего преступника на чистую воду. Это мадемуазель Алиса Постик, телефонистка нотариальной конторы мэтра Роше, болтливая старая дева, любительница телевизионных детективов. Пристрастие к ним и помогло Алисе понять, кто из сотрудников конторы (а детектив достаточно "герметичный", убийца не проникает в него "со стороны") повинен в злодеянии. Алису Постик блестяще играет Ольга Носкова, заслуженная артистка РФ.
Алиса Постик и Виржиния Ренуар
Конечно же, сюжет мюзикла "Ищите женщину" всем известен по одноименному советскому фильму, где в главных ролях снимались Софико Чиаурели и Леонид Куравлев. Лента вышла 1 января 1983 года по Первой программе, с тем, чтобы потом бесчисленное множество раз быть снова показанной и разойтись на цитаты. Наверное, самая популярная фраза из фильма: "При хорошей женщине и мужчина может стать человеком". Картину поставила прекрасный комедийный режиссер Алла Сурикова.
Инспектор ГранденВ основе фильма – сразу две пьесы. Англичанин Джек Поплуэлл написал детектив "Миссис Пайпер ведёт следствие". Позже француз Робер Тома выполнил адаптацию этого произведения на родном языке, добавив в него типично галльской легкости, остроумия и пикантности, и назвал свой текст "Попугаиха и цыплёнок". В фильм вошло много сентенций из литературного первоисточника ("Если к вам не прижимаются в метро, это не значит, что метро в Париже не существует"), затем эти фразы перекочевали в мюзикл. Так же, как и перипетии сюжета, основанные на корыстолюбии и беспринципности одного из подчиненных мэтра Роше, решившего извлечь максимум пользы из романа молодой жены стареющего нотариуса на стороне. Спектакль соответствует канве фильма настолько точно, что первый акт, как и первая серия, кончился на явлении "ожившего мертвеца" в контору, где уже собрались его "вдова" и все работники, с вопросом: "Клара, почему тебя не было в опере?" А в конце второго акта злоумышленник оказался посрамлен наблюдательной и храброй Алисой Постик, заманившей его в ловушку…
Мсье Робер
Новаций относительно классической формы "Ищите женщину" команда из драмтеатра Коми не придумала. Речь, скорее, может идти о том, насколько форма мюзикла подходит для изложения детектива. К счастью, "музыкальных пауз" в постановке не так много, и они логичны. У каждого действующего лица есть своя "ария", которой он выражает свое мировоззрение, тайные или явные желания и отношение к происходящему. Да, и еще история Алисы Постик и Анри (Рири) Грандена, ныне сурового инспектора "Железный лоб", благодаря песенному раскрытию обрела трогательное завершение: в юности эти двое были влюблены, но судьба развела их, и вот им довелось встретиться спустя столько лет, да еще на фоне убийства…
Молодые главные героиОднако, несмотря на качественное исполнение музыкальных номеров и хорошую пластику артистов (балетмейстер – Ангелина Комлева, лауреат премии Правительства РК), эти "вставки", как ни крути, отвлекали от основного действия, которое в детективе всегда – поиск злодея и восстановление справедливости. Они разряжали напряжение, и если кто из зрителей (ну, предположим, не видевший фильма!) вычислял "злого гения", мог в песенные моменты потерять нить размышлений. Хотя могло быть и наоборот – паузы предоставляли время, чтобы осмыслить вводные.
Сюзанна Бриссар
С другой стороны, именно благодаря песням и танцам детектив превратился в мюзикл, в приятное и увлекательное зрелище, которое не пугает, а помогает с пользой провести вечер. Наверное, кристально чистых жанров в наше время в искусстве уже не существует. Детектив сегодня успешно "монтируется" с комедией (что доказала полвека назад Алла Сурикова). Так почему бы ему не сочетаться с музыкой ради удовольствия зрителей?..
"Скорбящая вдова" мадам Роше