В ногу с поколением
9 мая 2024
Поэт-фронтовик Александр Скороходов
9 мая 2024
Юрий Бондарев: командир батареи
9 мая 2024
Мои детские воспоминания о начале войны 1941 года
9 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пять Театральных Премьер Сезона, которые стоит посетить

Конечно, друзья, это не значит, что в нынешнем сезоне всего пять достойных спектаклей. С тем же успехом заголовок мог бы начинаться с цифры «десять» или «двадцать». Тем не менее, надо же с чего то начинать. Поэтому начнём с пяти... Итак....

 5. «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка на малой сцене театра «Современник» Режиссер Александр Назаров.


фото: "Чудо святого Антония", автор Морис Метерлинк, режиссер Александр Назаров, театр "Современник"

Признаюсь честно, даже если бы спектакль был очень плохим, ради финальной сцены его бы стоило посмотреть. Потому что на эти полминуты у всех без исключения в зале складывается полное ощущение, что действительно происходит чудо. Прямо здесь, прямо перед нами.

К большому счастью, феноменальной финальной сцене предшествовала очень достойная постановка. С одной стороны — это сатирическая комедия, написанная сто лет назад. С другой стороны — мы понимаем, что каждая строчка современна и сейчас.

Кажется, что мы смотрим очередную телевизионную программу про тайны и скандалы звезд, где на всеобщее обозрение вываливается их грязное белье. Но в отличии от телевидения, в театре это сделано изящно, красиво, по доброму, с юмором.

Спектакль построен на контрастах: Сборище человеческих пороков и Наивный Святой (Евгений Козырев).

Прекрасные, пышные декорации и при этом очень простая актерская игра, без изысков, без вычурности.

Не понятно только зачем в аннотации к спектаклю писать о том, что эту пьесу впервые в России ставили Мейерхольд и Вахтангов. Знание истории, конечно, хорошее дело. Но в Современнике получилось по своему, и очень хорошо.

 4. «Три плюс три». (В настоящий момент спектакль идет под названием «Шестеро Любимых»). Алексея Арбузова. В театре на Таганке (Сцена на Факельном). Режиссер Александр Пронькин.


фото: Владимир Федоренко РИА Новости

В этом сезоне Таганка радует не только массой отличных премьер. (только в январе их будет четыре), но и тем, что театр снова обрел свой неповторимый дух. И вроде бы молодой коллектив, и вроде бы шестидесятые годы давно прошли, но выясняется, что дух шестидесятничества актуален и в наше время. И самое интересное происходит вовсе не на главной сцене — а на Факельном. Там — наибольшее количество премьер, и удачных экспериментов.

Нынешний тренд сцены на Факельном — советская драматургия. Она пересмотрена по новому, но пересмотрена бережно.

В самом начале подчеркивается открытым текстом, что спектакль идет строго по тексту оригинала.

Режиссер Александр Пронькин подчеркивал — что попытался объединить соцреализм и Комедию Дель Арте. Ему это полностью удалось. Весело но без пошлости, и без стеба. Кажется, что именно так и должен ставиться соцреализм и песни Depeche Mode как будто специально для постановки Арбузова и были написаны.

Каждый персонаж с одной стороны маска, образцовый персонаж с агитационного плаката, но персонаж живой. Каждая маска — вычурный характер, но мы знаем таких людей. Мы их встречаем каждый день.

И хоть действие происходит в 30-е годы в СССР, и никто уже не борется переходящее красное знамя, главная идея понятна каждому, включая и тех кто никогда в СССР не жил. Билет на этот спектакль — прекрасный подарок как для тех, кто испытывает ностальгию по советским временам, так и для тех кто никогда эту страну не видел.

 3. «Кровоизлияние в МОСХ» Алексея Житковского в театре «Практика». Режиссер Юрий Печенежский.


фото: «Кровоизлияние в МОСХ» Алексея Житковского в театре «Практика». Режиссер Юрий Печенежский.

Еще одна ностальгия по СССР. На этот раз совершенно другого толка.

Спектакль состоит из двух равноценных частей. С одной стороны это история конфликта Никиты Сергеевича Хрущева с художниками нонконформистами. С другой стороны — музыкальная стилизация под «Голубой огонек» начала 60-х.

Роль генсека блистательно исполнил Николай Ковбас. И что самое ценное, авторы не пытались каким то образом, делить мир на черное и белое. Со сцены зачитываются воспоминания художников, чья карьера была полностью разрушена после разгромной критики со стороны Генсека, но и Хрущев не выглядит самодуром. У него своя правда. Свои доводы, простые и четкие.

И зритель неоднократно по ходу принимает то одну то другую сторону. И кто прав, кто виноват — до конца спектакля так и не понятно. Режиссер не отвечает на этот вопрос. Каждый решает сам.

Отдельно стоит отметить музыкальную часть. Формально она никак не связана с основным действием, но прекрасно создает атмосферу эпохи. Да, все номера смешные, но сделаны очень изящно, по советски. Да, вроде бы это пародия, но пародия которая могла бы быть создана в те же 60-е годы.

Так не было, но так могло быть.

Большая часть публики (Как и обычно в театре «Практика») - молодежь. Но спектакль будет интересен также и людям старшего поколения.

 2.«Л.Е.С.» Александра Островского в малом зале театре им Пушкина. Режиссер Евгения Дмитриева.

 фото: официальный сайт театра имени А.С.Пушкина

Поход на студенческий спектакль — всегда лотерея. В этот раз повезло. Всего за неделю до премьеры — можно было купить любой билет на любой из ближайших спектаклей. Через час после премьеры — и до сих пор — полный Sold Out. Спектакль студенческий — третий курс Школы Студии МХАТ. (Под руководством Евгения Писарева).

Некоторые критики называют этот спектакль — капустником. Но по мне — так это самый настоящий Островский в чистом виде. Не просто философская притча, а настоящий комедийный балаган.

Адаптация пьесы достаточно своеобразная. Евгения Дмитриева объединила в одной постановке «Лес», «Грозу» и «Бесприданницу». Поэтому присутствуют и Кабаниха (которая кстати говорит на сцене по сербски), и Катерина, и Паратов и Огудалова.

Как и в любом студенческом спектакле — в Л.Е.Се достаточно огрезов, неточностей, шероховатостей, но бешеный драйв, исходящий от каждого актера перекрывает решительно все. Ребятам в кайф. С такой отдачей и на таком позитиве наверное можно играть только когда ты студент, и когда над тобой не давлеют никакие условности.

Особенно хотелось бы отметить молодые таланты. Прекрасная Алена Долголенко в роли старухи Гурмыжской — органичный синтез домостроя и разврата.  За два действия — она показала наверное все грани актерского мастерства и каждая получилось хорошо.

Редкий случай, когда в паре Счастливцев — Несчастливцев — первую скрипку играл именно комедиант. Когда я увидел впервые Яна Сибряева — мне показалось, что на сцену вышел какой-то хулиган из дешевого сериала, но уже через минуты сложилось впечатление — что я вижу молодого Андрея Миронова. Смело, изящно, обаятельно. Он влюбил в себя буквально весь зал.

Что приятно — на фоне этих двух блистательных дебютантов и остальные студенты выглядели очень хорошо. Каждый свой типаж и каждый на своем месте. В общем, на апрель — билетов не достать, а на май еще есть шанс. Обязательно смотрите.

Студенческий спектакль увы, явление не долговечное. Пока есть драйв — он прекрасен, драйв пропадет (а он рано или поздно пропадет) — постановка становится унылой. Так что спешите.

 1. «Последнее лето» по пьесе Анны Козловой «Куоккала». Малая сцена Театра Наций. Режиссер Даниил Чащин.


фото официальный сайт Театра Наций

Помните истории про очереди на «Щелкунчик»? Так попасть на «Последнее лето» в театр Наций еще сложнее. Билеты в среднем продаются в течении двух минут после начала. В живой очереди в лучшем случае — билеты купит первый. Второму уже не достанется.(Этим вторым дважды был я).У спекулянтов можно купить заветный штрих код — за 20 000 — 30 000 рублей. В случае если будет играть первый состав с Юлией Пересильд — еще дороже. Но (!) оно того стоит. Независимо от состава. 

Это очень простая постановка. Вроде бы нет никаких изысков. Вроде бы и никаких особых режиссерских находок нет. Но она завораживает, притом с первой минуты. Изначально планировалось что 83-хлетний Вениамин Смехов будет играть ребенка (Никки), сына главной героини. Затем, в ходе работы концепция изменилась.

Никки играют двое — Смехов и ребенок. Ребенок бегает по сцене, говорит простые реплики, а длинные монологи за него произносит Смехов. Который и не играет вовсе, а просто ходит по сцене за своим героем и говорит текст. Но это сочетание старого и молодого настолько мощное, что уже минуте к двадцатой понимаешь, что два человека — это единое целое. И только в таком виде оно и может существовать. И что этот школьник может и должен говорить только голосом Вениамина Борисовича. И никак иначе.

Сама история — чеховская. Перед нами проходит жизнь питерской богемы на богемном же курорте в 1916-м году. Всего через год жизнь героев изменится навсегда, и мальчик Никки вооруженный картами Таро предсказывает им это. Отец будет до конца жизни открывать двери в гостинице в Нью Йорке, Мать продаст последнее и сбежит в среднюю Азию, ее несостоявшемуся любовнику выбьют глаз, а денщик отца будет круглыми сутками заниматься расстрелами. Но люди не замечают этого, не хотят это видеть и не увидят никогда.

Параллели с современностью — 100 процентов. Пьеса написана про людей начала 20 века, но мы видим, что она написана про нас. Да, развлечения другие, да интересы отличаются, но инфантильность, нежелание смотреть хотя бы на шаг в будущее — те же. Ничего не изменилось.

Постановка прекрасна в своей кротости и простоте. А пронзительный голос Вениамина Борисович добавляет ситуации какой то сверхъестественной инфернальности. На поклонах артистов не отпускали наверное минут 20. Если до начала спектакля элитная публика с сумочками от Луи Виттон разговаривала о том, что в Дубае все подорожало, то в конце та же публика расходилась в полном молчании.

Понимают дамочки, это про них поставил Даниил Чащин. Это в их элитные дома скоро придут красноармейцы и будут соревноваться друг с другом в богато обставленных гостиных кто выше писает. А может быть и не понимают... Чем они лучше таких же дамочек начала 20 века?

Один недостаток, спектакль очень редко показывают. Две — три постановки в месяц, а в феврале вообще ни одной. Но если будет шанс — обязательно идите. Этот тот спектакль, который запомнится на всю жизнь.

 Канал автора в Telegram (Не) театральный критик

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера ко Дню Победы: RT покажет фильм "Ветераны"
9 мая Ильдар Абдразаков споет от всей души на ВДНХ
Что таится в молчании. Спектакль "Говори со мной".

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть