"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Страсти по Подколесину. "Женитьба" в Рязанском театре драмы.

Премьерные показы спектакля прошли 26 – 28 января.

Кочкарев и Агафья Тихоновна. Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы.
Кочкарев и Агафья Тихоновна. Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы.

На сцене Рязанского театра драмы состоялась новая премьера по пьесе Николая Гоголя "Женитьба". Постановку осуществил режисcёр Максим Ларин. Проекту предпослан гоголевский подзаголовок: "Женитьба, совершенно невероятное событие в двух действиях".

Пьесу о сватовстве, закончившемся неудачей, Николай Гоголь "вынашивал" около девяти лет. Первая версия, под названием "Женихи", разыгрывающаяся на фоне пасторали, появилась в 1833 году. В 1835 году Гоголь создал новую редакцию, уже с заголовком "Женитьба". Затем классик отвлекся на создание "Ревизора"… А потом продолжил работу над комедией о брачном предложении, придавая ему известные нам черты: действие в городе (Петербурге), в среде дворян, чиновников и купцов. Время события осталось прежним: 1825 год.

Итог праведных трудов Гоголя получил статус первой русской бытовой комедии. "Женитьбу" с тем самым подзаголовком "совершенно невероятное событие" впервые поставили на сцене 21 декабря 1842 года в Александринском театре в Петербурге. В феврале следующего года она дошла до Большого театра, и в ней состоялся бенефис Михаила Щепкина. Несмотря на участие корифея, первые постановки "Женитьбы" не снискали большого успеха. В Петербурге премьеру даже освистали… Впоследствии театроведы объясняли первые провалы пьесы тем, что актеры, привыкшие к "роковым страстям" и утрированным образам, не могли убедительно изобразить персонажей, похожих на соседей по улице, а публика не принимала финал, где герой сигает в окно, вместо того, чтобы слиться с невестой в любовном экстазе. Достаточно обратиться к биографии Гоголя, чтобы понять: в образ Подколесина он вложил много своего… Но подобные тонкости вряд ли кому-то приходили в голову. От театра ждали бурлеска и событий подлинно невероятных, а не тех, что разворачиваются во всех уголках города едва не каждый день. Отношение россиян к браку во всех сферах общества было одинаково: на него смотрели как на сделку. Никто не видел в этом ничего ни зазорного, ни смешного. Зеркало Гоголя в этом сюжете оказывалось не кривым, а самым обыкновенным, беспристрастным. Кому ж такое понравится?.. К тому же для публики гоголевской эпохи, должно быть, оставалось совершенно непонятным, отчего тётка Агафьи Тихоновны так ревностно выступает против того, чтобы племянница сменила свой социальный статус дочери купца третьей гильдии и вышла замуж за дворянина, причислившись тем самым к стану аристократии. Это, как и необъяснимый финальный прыжок Подколесина в окно, и создавало то самое, что автор назвал "совершенно невероятным событием".



Виссарион Белинский хвалил "Женитьбу" и писал о ней, что это "не грубый фарс, а исполненная истины и художественно воспроизведенная картина нравов петербургского общества средней руки". "Неистовый Виссарион" опережал свое время. В дальнейшем, в Советском Союзе, к "Женитьбе" обращались часто как к сатире на порицаемый "проклятый царизм" и порожденные им нравы.

Но постепенно, несмотря на прохладный прием поначалу и на сатирический посыл, театры "рассмотрели" "Женитьбу". Она ставилась на многих провинциальных сценах Российской империи: в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске, Киеве, Харькове, Одессе, Иркутске. Модест Мусоргский в 1868 году на сюжет пьесы написал оперу. Но она осталась неоконченной автором, её дописал (практически полностью) спустя много лет Михаил Ипполитов-Иванов, и впервые результат коллективного труда был поставлен в 1931 году на сцене Радиотеатра в Москве.


В доме Агафьи Тихоновны. 

Советское время оказалось очень щедрым на различные зрелищные воплощения в жизнь пьесы "Женитьба". Правда, в первые годы советской власти к первоисточнику, лично к Гоголю, предъявляли претензии: почему, мол, написал пьесу о 1825 годе без намека на восстание декабристов?.. Но потом с отсутствием политики в пьесе как-то "смирились". Возможно, потому, что установилось отношение к Гоголю как к выдающемуся сатирику во всем своем наследии. И "Женитьба" стала кочевать из театра в театр. Так, в 1975 году её в Театре на Малой Бронной поставил великий Анатолий Эфрос, который, со своей парадоксальностью, приблизил её не к водевилю, а к гоголевской же "Шинели", сделав из бытового казуса едва ли не трагедию. Существовал и спектакль Малого театра "Женитьба, совершенно невероятное событие в двух действиях", постановка Осипа Абдулова, Агафья Тихоновна – Елена Шатрова, Кочкарев – Борис Ливанов. Спектакль был записан для телевидения и радио. Провинция не отставала от столиц. Например, в Театре-студии Акадмгородка в середине 1970-х "Женитьбу" поставил новый режиссёр театра, студент-заочник Щукинского театрального училища Роман Гершгорин, и покорил своим спектаклем весь Новосибирск. В его сценической вариации тоже было больше социального пафоса, чем комического эффекта: место действия было огорожено, точно загон, полосатыми шлагбаумами, между которыми метались герои. При желании в этом визуальном решении можно было усмотреть намёк на "николаевскую реакцию", душившую гражданскую совесть и свободу…

В ХХ веке "Женитьба" не раз выходила на экраны. В 1936 году Эраст Гарин поставил одноименный фильм, где сам сыграл Подколесина, но лента не сохранилась. Канонической считается экранизация Виталия Мельникова 1977 года, в основном благодаря блестящему актерскому ансамблю: Олег Борисов, Евгений Леонов, Алексей Петренко, Владислав Стржельчик, Борислав Брондуков, Светлана Крючкова, Майя Булгакова и Валентина Талызина.


Кадр из фильма "Женитьба". Фото из открытых источников. 

Режиссер Виталий Мельников вообще-то настороженно относился к экранизации классики. Он уже был "насмотрен" спектаклем Эфроса и не желал браться за создание нового телеспектакля – мол, Эфроса не переплюнуть. Мельников считал, что к гоголевской драматургии ближе театр, а не кино. Но потом он не только перевел пьесу на язык кино, но и нашел для этого жеста очень точные слова: "…во всей этой истории с массой бытовых подробностей, не имеющих отношения к сегодняшнему дню, есть непреходящая ценность – характеры людей, психологические зарисовки, сделанные гениальным писателем. В киноисполнении как бы приближающих к нам героев эти свойства пьесы могут прозвучать по-новому". Так режиссер пояснил газете "Кадр" в 1977 году. Фильм снимался в Шлиссельбурге, городке, сохранившем совершенно "гоголевский" облик. Благодаря этому и благодаря таланту приглашенных в ансамбль артистов вышла почти аутентичная история с персонажами, похожими на гоголевские шаржи. К тому же кино всегда менее "условно" по сравнению с театром… Оно имитирует действительность. Театр действительность преображает.


В ожидании женихов. 

Эта историческая преамбула, на первый взгляд лишняя, кажется мне чрезвычайно важной. Её посыл в том, что "Женитьбу" ставили уже бесчисленное множество раз, и в этом поле существуют непревзойденные образцы. В своем роде режиссер Максим Ларин пошел на дерзкий эксперимент: можно ли сказать в театральной версии "Женитьбы" что-то новое?.. Да и реально ли это?..

На мой взгляд, в наши дни "Женитьба" уже не актуализируется так, чтобы стать однозначно понятной публике. Маловато в ней и остросоциального пафоса, по сравнению, допустим, с тем же "Ревизором". Надрывный вопль Городничего: "Чему смеётесь? Над собой смеётесь!" — в каждой эпохе звучит по-своему, но всегда в точку. А вот брачные неурядицы Подколесина и Агафьи Тихоновны сегодня если и сводятся к "характерам людей, психологическим зарисовкам, сделанным гениальным писателем", то к характерам совершенно абстрактным. Никаким боком "Женитьбу" в её классическом виде невозможно привязать к современному институту брака. С нынешним трендом на "семейные ценности" она идет чуть ли не вразрез. А вот "комедии нравов" безнадежно устаревают с переменой общественного устройства, как мы констатировали недавно в отношении пьес Сомерсета Моэма.


Женихи

Можно ли вышучивать Подколесина, не осовременивая сюжет, не уводя его слишком далеко от Гоголя?.. Именно это, как мне показалось, хотели сделать режиссер и артисты. Их "Женитьба" решена в визуальной плоскости имитации "старины глубокой". Использованы многие стереотипы: купец – так непременно в поддёвке, с золотой цепью на пузе и с корзинами подношений; богатая невеста – томная барышня, будто бы напрочь лишённая собственного ума; горничная – обязательно разбитная, строящая глазки барышниным женихам. Женихи, как на подбор, нелепы: Яичница огромен и нескладен, Анучкин – франт-аристократ с повадками Чарли Чаплина, морской офицер Жевакин прихрамывает слишком уж "деревянно". Подколесин на их фоне – самый приличный человек, да вот нерешительный и тоже слепо доверяющийся другу Кочкарёву, который хочет его женить, следует из спектакля, исключительно затем, чтобы "отомстить" Фёкле Ивановне за собственное "семейное счастие", когда в каждом углу квартиры лежит рукоделие, а под потолком заливается чижик в клетке. Кочкарёв – яркий пройдоха, хитрость и ненадёжность которого подчеркивается торчащими волосами. Сваха же Фёкла Ивановна во многом – перифраз знаменитой свахи из "Женитьбы Бальзаминова" Константина Воинова 1964 года (и так же то и дело "выпивает" в кадре).


Сваха

Революционного прочтения Гоголя в рязанском спектакле нет. Изменения сюжетной линии – тоже. "Женитьбу" поставили как комедию о странных людях, попадающих в дурацкие положения. Для усиления комического воздействия использовались различные символы и трюки, но не все выглядят удачно. Например, когда разговоры о "длинном носе" невесты сплетаются в мерещащуюся Подколесину маску "чумного доктора", это неплохо. Или когда сваха, уставшая от нерешительности Подколесина, замахивается на него табуреткой – тоже. Труднее понять, зачем Подколесин при появлении Фёклы Ивановны лезет на шкаф. Хочет показать свое над ней превосходство? Или попросту прячется от неё, как от всякой ответственности? Не получилось у меня "расшифровать" и странную механистическую припрыжку Кочкарева по сцене, которую он проделывал несколько раз. И то, почему действующие лица спектакля порой затягивали песню "Черный ворон", точно персонажи "Особенностей национальной охоты"…



Впрочем, может быть, тут как раз и не надо искать особых подсмыслов. Режиссер просто поставил одну из бессмертных комедий – ведь театральная классика никогда не выходит из моды. Для придания действу большего гротеска допустил в него акробатические или на грани того номера. Вызвать смех в зале артистам удалось не раз. А значит, "команда" спектакля постаралась на славу.


Пройдоха Кочкарев. 

В завершение назову имена тех, кто работал над рязанской "Женитьбой". Художник-постановщик – Евгений Терехов, художник по свету – Анастасия Терехова, музыкальное оформление – Максим Ларин. Артисты: Агафья Тихоновна - Мария Конониренко, её тётка Арина Пантелеймоновна – Наталья Моргуненко, сваха Фекла Ивановна – Мария Звонарева, Подколесин – Андрей Блажилин, Кочкарев – Никита Московой-Руссо, Яичница – Юрий Мотков, Анучкин – Почетный работник культуры и искусства Рязанской области Валерий Рыжков, Жевакин – Почетный работник культуры и искусства Рязанской области Сергей Невидин, горничная Дуняшка – Анастасия Дягилева, купец Стариков – Никита Левин, денщик Подколесина Степан – Денис Чистяков.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть